Мимо инспекции по дипломированию моряку ну никак не пройти. Интервью

Автор: Виталий Яшков 27 Августа 2018 12:48

Подготовка квалификационных документов и подтверждение квалификации всегда для моряков - один из самых важных и одновременно сложных этапов для ухода в рейс. С каждым годом пакет этих документов только расширяется: вступают в силу новые  конвенции и поправки, отрасль адаптируется к происходящему в мире, и этими документами она пытается, в первую очередь, обезопасить моряков и подготовить к новым вызовам.

Сегодня документы украинских моряков «котируются» во всем мире. Пожалуй, единственная «инстанция», куда моряки идут с волнением, ведь они идут за квалификационным документом, от которого практически зависит вся их жизнь и жизнь их семьи, - это Инспекция по подготовке и дипломированию моряков.

Она участвует в обеспечении формирования кадрового ресурса специалистов морского транспорта исключительно согласно требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДНВ). Ее Украина ратифицировала, в отличие от Сводной конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве 2006 года» (MLC-2006).

Так как с каждым годом отрасль ставит новые задачи участникам морских грузоперевозок, морякам соответственно с такой же частотой приходится подтверждать свою квалификацию и предъявлять результативный документ работодателю. Изменения происходят настолько часто, что моряки не успевают за этим процессом, и иногда за пару дней до контракта узнают, что им, к примеру, нужен дополнительный сертификат по безопасности.

Чтобы моряки были более осведомлены в изменениях и новых требованиях, которые им «диктует» отрасль, - портал Seafarers Journal спросил «об основном»  у заведующего сектором государственных квалификационных комиссий Одесского регионального филиала Инспекции по подготовке и дипломированию моряков (ИПДМ) Сергея Баланюка.

Seafarers Journal: Сергей Васильевич,  при прохождении аудита IMO Инспекция по вопросам подготовки и дипломированию моряков Украины определила единую форму медицинского свидетельства для работы на судах загранплавания. Какие это свидетельства, как они выглядят, как и где теперь моряки проходят предрейсовую медкомиссию? 

С. Баланюк: Первое, на что я хочу обратить внимание, это то, что ИПДМ относится к Министерству инфраструктуры Украины. А определяет форму свидетельств о пригодности к работе на морских судах по состоянию здоровья – Министерство здравоохранения Украины.

Согласно Конвенции ПДНВ, правило 1/9 определяет медицинские стандарты, и этим правилом не определено четкой формы медицинского свидетельства. Но есть тот минимум информации, которая должна содержаться в медицинском свидетельстве. Также этим правилом определено то, что страна-участница конвенции, Украина, - должна вести реестр признанных медицинских специалистов. Они имеют право проводить медицинские освидетельствования. Обращаю внимание: в нашем государстве, согласно требованиям Конвенции ПДНВ, должен быть утвержден перечень именно врачей. Согласно нашему законодательству, у нас утверждается и ведется перечень одобренных учреждений здравоохранения для проведения медицинского осмотра моряков. А не врачей, как этого требует Конвенция.

Поэтому Инспекция по подготовке и дипломированию моряков с Министерством здравоохранения нашли общую концепцию. Во время проведения мероприятий к подготовке к прохождению Украины аудита со стороны Международной морской организации 5 апреля 2018 года был подписан приказ Министерства здравоохранения №627 «Об утверждении перечня учреждений охраны здоровья, глав комиссий и заместителей глав комиссий, которые имеют право проводить медицинские осмотры моряков». По сравнению с предыдущим списком этих медучреждений, - список поредел. Всего осталось 28 медцентров.

Seafarers Journal:  А это не противоречит Конвенции, если там требуется перечень врачей, а у нас – учреждения?

С. Баланюк: В этом случае мы должны были выполнить требования Конвенции ПДНВ с учетом нашего законодательства. Этот перечень одобренных медицинских центров отличается от предыдущего тем, что он включает в себя врачей и называется соответствующим образом: «Перечень медицинских центров и врачей». Есть конкретные фамилии. Таким образом, этот пункт Конвенции ПДНВ - выполнен. Если морякам интересно, где они могут пройти медосмотр, то и на нашем сайте, и на сайте  Минздрава есть этот перечень учреждений.

На сегодняшний день четкого утвержденного образца медицинского сертификата нет. Он на стадии согласования. По сути, те медицинские свидетельства, которые выдают морякам сейчас, по своему наполнению соответствуют требованиям. И на сегодняшний день для того, чтобы морякам подтвердить свою квалификацию в Государственных квалификационных комиссиях Инспекции и получить рабочие документы, необходимо предоставить доказательства того, что они профпригодны. И потому на сегодняшний день мы принимаем те медицинские свидетельства, которые выданы соответствующими медицинскими учреждениями и врачами, что указаны в списках.

Seafarers Journal:  На сегодняшний день приказ Министерства инфраструктуры № 567 «Об утверждении Положения о звании лиц командного состава морских судов и порядок их присвоения» вынуждает граждан поступать в высшие учебные заведения для получения ученой степени магистра, поскольку обучение по образовательному уровню «Специалист» - отменено. Как сейчас моряки решают этот вопрос? Теперь сложнее получить диплом капитана и стармеха? Если присвоить КДП и стармеха морякам с дипломом бакалавра – это решит проблему? Вынуждает ли этот приказ моряков менять те дипломы, что у них есть, на дипломы другого образца?

С. БаланюкЯ раскрою вопрос чуть шире. Есть закон Украины о высшем образовании, который вступил в силу в 2015 году, и есть Положение о званиях лиц командного состава морских судов и порядок их присвоения, утвержденное приказом Министерства инфраструктуры Украины от 07.08.2013 года № 567. И на сегодняшний день в Положение о званиях лиц командного состава морских судов, согласно которому и дипломируются наши моряки, не имплементированы все новшества системы высшего образования Украины. Внесения изменений в Положение сейчас на стадии согласования в Министерстве.

На сегодняшний день мы руководствуемся действующим Положением, и для того, чтобы присвоить звание капитана дальнего плавания (далее КДП) или механика первого разряда, необходимо иметь диплом с квалификационным уровнем не ниже специалиста или магистра.

Согласно закону «О высшем образовании», в 2016 года был последний набор на специалиста в учебных заведениях, а до 2019 года будет последний набор на младшего специалиста. В законе «О высшем образовании» четко обозначено, что полное высшее образование за образовательно-квалификационным уровнем «специалист» приравнивается к высшему образованию степени «магистра», а «младший специалист» приравнивается к «младшему бакалавру».

Согласно закону, у нас есть такие степени высшего образования: младший бакалавр (к нему приравнивается и младший специалист), бакалавр (бакалавр был и остался), магистр и далее уже идет доктор философии и доктор наук.

Что мы имеем: те, у кого есть диплом специалиста, они приравниваются к магистрам. То есть, на сегодняшний день диплом бакалавра не позволяет присвоить звание КДП или механика первого разряда. И теперь это дилемма, идет дискуссия. Одни на стороне того, чтобы бакалавра было достаточно для присвоения и КДП, и старшего механика, а другие - за то, чтобы квалификационный уровень (степень) не ниже магистра давало право присвоить звание КДП или механика первого разряда.

Но, дело в том, что, согласно тому же закону «О высшем образовании», степень магистра приобретается по образовательно-профессиональной или по образовательно-научной программе. Разница в этих двух программах магистра состоит в том, что образовательно-профессиональный уровень предполагает 90 ЕКТС (ЕКТС – Европейская кредитно-трансфертная система в образовании, которую ввели согласно Приказу Министерства образования и науки Украины от 16.10.2009 № 943 в высших учебных заведениях Украины – прим. ред.), а образовательно-научный – 120 ЕКТС. Образовательно-научная программа магистра дополнительно включает исследовательскую (научную) компоненту, в результате чего и возникает эта разница в количестве ЕКТС.

И хотелось бы конечно обратить внимание на то, что согласно Конвенции ПДНВ (если говорить о старшем командном составе): для того, чтобы стать старшим помощником капитана и капитаном (вторым механиком и старшим механиком) - требования Конвенции к образованию и к подготовке одинаковы, они не разделяются. Один и тот же минимальный стандарт компетентности требуется от этих моряков. Разница только в стаже. Для получения диплома капитана или старшего механика необходимо набрать стаж плавания в должности старшего помощника капитана или второго механика, соответственно, 18 месяцев.

И, согласно Конвенции ПДНВ, в случае необходимости, старший помощник капитана может спокойно занять должность капитана. Он в этом компетентный. Поэтому возникает вопрос (не только у меня, он даже у аудиторов IМО возникал): «Образования для того, чтобы стать старпомом недостаточно для того, чтобы стать капитаном? Каким образом тогда старпом, в случае необходимости, может занять должность капитана на судне? Ведь таблица требований одна!». 

Но, как видите, наше законодательство имеет свои особенности. А Конвенция, в свою очередь, построена так, чтобы ее можно было адаптировать к любому государству, и, соответственно, под особенности его законодательства.

Менять учебные дипломы с квалификационным уровнем «специалист» не нужно. Законом «О высшем образовании» все продумано - уровни приравниваются. К примеру, если через большой промежуток времени к нам придет моряк с дипломом младшего специалиста, то он будет соответствовать младшему бакалавру и доучиваться не надо. И наоборот - он, как младший специалист, имеет право учиться дальше, чтобы поднять свой уровень. Так же и диплом специалиста будет приравниваться к диплому магистра.

Seafarers Journal:  Какие изменения ждут моряков при подготовке и получении квалификационных документов, если Украина ратифицирует Сводную конвенцию МОТ «О труде в морском судоходстве» (MLC-2006)?

С. Баланюк: На сегодняшний день Конвенция МОТ Украиной не ратифицирована. Она на стадии согласования. Эта Конвенция, которая защищает права моряков как работников. Она определяет, сколько часов нужно дать моряку отдохнуть на судне и сколько работать, продолжительность отпуска на берегу, в каких условиях он должен работать, учитывает и минимальный состав экипажа и т. д.

Это больше профсоюзный документ со своим характером. И на дипломировании моряков я пока что не вижу, как она отразится. Больше этот вопрос будет относиться к крюинговым компаниям и тем компаниям, которые занимаются трудоустройством моряков. Это больше скажется на их работе. Потому что лучшие условия требуют больших затрат.

Для моряка, как для работника, – это хорошо, для крюинга – будут больше следить за условиями для моряков. Для нас, как для европейского государства, это положительная тенденция, и мы обязаны ее ратифицировать, это нужно.

Читайте также: Как моряку обеспечить себе старость в Украине?

Тэги:

Приєднуйтеся до нас:
Telegram-канал «Херсонська Гривна»
Google News
Більше матеріалів