Пришёл конец банковским уловкам в договорах

Автор: Олеся ЛУНИНА 07 Лютого 2021 13:39

Национальный банк запретил финансовым учреждениям прописывать условия договоров мелким шрифтом

То есть банк, в котором вы получаете зарплату или пенсию, оформляете депозит или кредит, должен распечатать договор доступным шрифтом, чтобы даже люди с низким зрением могли прочитать, что же написано в документе.

Как сообщает пресс-служба регулятора, текст договора должен быть изложен размером шрифта не менее 11 типографских пунктов. Это довольно хороший размер для печатных текстов.

Если помнят наши читатели, подобные правила относительно шрифтов принимали в сфере торговли – маркировка на продуктах должна быть не меньше 9 типографских пунктов. В принципе для маленьких упаковок это нормально. Ведь были случаи, когда состав продуктов писали таким мелким шрифтом, что даже молодой человек с хорошим зрением с трудом рассматривал текст. Особенно если он был напечатан на золотистом фоне.

Впрочем, купить продукт и не разобрать, что же написано на упаковке, – это не такая большая беда. А вот связаться с банком по кредиту и не прочитать какие-то коварные условия по выплате процентов или штрафам – это совсем другая история с массой проблем для клиента. Ведь зачастую так и бывает: при получении или обмене пенсионной карточки банки нередко навязывают и кредитную линию, которая может быть открыта на одну и ту же карту. Пожилые люди, доверяя банковским работникам, слепо подписывают документы, напечатанные мелким шрифтом, нередко приобретая головную боль. А потом поди докажи, что ты не хотел эту кредитную линию – в договоре, который мало кто читает, стоит подпись. Также выдвинуты требования Нацбанка к договору потребительского кредита – должны быть перечень и стоимость дополнительных услуг, условия, при которых возможно изменение процентной ставки или других платежей. Иногда в кредитных договорах банки прописывают комиссию за выдачу кредита и комиссию за досрочное погашение. И всё это – мелким шрифтом, который мало кто читает. Записать мелким шрифтом могут и возможность без ведома клиента увеличивать кредитный лимит и незаметно загонять в больший долг. А ещё многие клиенты даже не обращают внимание, что в банке в договоре им прописывают платную услугу по подключению клиента к сервису СМС-оповещений. А когда с пенсионной или зарплатной карточки начинают куда-то исчезать пара десятков гривен – тогда и вскрывается хитрость.

Нацбанк прописал требования и относительно депозитов. В частности в договоре депозита отныне нужно будет указывать конкретную дату возврата вклада и информацию о наличии у банка права продлить срок действия вклада и тому подобное. Это тоже очень важный момент – нередко пенсионеры жалуются на то, что не могут забрать всю сумму депозита, когда им срочно понадобились деньги, утверждая, что при заключении договора им говорили, что деньги можно забрать в любой момент. А в договоре оказываются совсем другие условия.

Также банкам запретили включать в договоры «недобросовестные нормы», которые ограничивают права потребителей подать жалобу или иск в суд. Нельзя будет финучреждениям без информирования потребителя изменять и условия договора, требовать от потребителя оплатить ещё не полученные по договору услуги.

У банков есть три месяца до 27 апреля 2021 года, чтобы привести свою работу в соответствие с нормами и раскрыть полную информацию в договорах.

Тэги:

Приєднуйтеся до нас:
Telegram-канал «Херсонська Гривна»
Google News
Більше матеріалів