Херсонскому морскому торговому порту – 240!
Морской порт, гавань и верфь стали основными причинами возникновения Херсона в 1778 году. История нашего порта с самого дня основания неразрывно связана с историей города, поэтому в 2018 году и морпорт, и Херсон отмечают почтенный юбилей – 240-летие.
![](http://www.grivna.ks.ua/articles/hersonskomu-morskomu-torgovomu-portu--240/img/Main.jpg)
Эти два столетия для отечественного предприятия – это вехи и испытания, это много лет работы и высоких показателей, это смена поколений и накопления традиций. За всю историю Херсонского морпорта можно найти как и позитивные, так и негативные моменты, отмечает директор предприятия Александр Сухин.
- Но мы ведь существуем сегодня – и это значит, что всегда преодолеваем все трудности. Порту нелегко сейчас – как и всей стране, но мы работаем. Так, например, в 2017 году мы оплатили порядка 76 млн грн. налогов, из которых около 22 млн грн. пошли в бюджет нашего города, – отметил Александр Анатольевич. Также на ГП «ХМТП» наметилась четкая динамика роста грузоперевалки. В начале 2018 года предприятию не удавалось выйти даже на плановые объёмы, но уже в июне и июле их превысили. Так, в январе была перевалка 53 тысячи тонн при плане в 105 тысяч тонн, а в июле при запланированных 135 тысячах тонн – 141 тысяча тонн.
При этом самое большое достижение порта – это люди, – уверен Александр Сухин. Коллектив предприятия, без преувеличения, формировался веками, нарабатывался и передавался опыт, складывалась культура производства, что для многих экспедиторов в приоритете. - В порту сейчас работают 624 человека, отличные специалисты всех уровней – от рабочих до управленческого состава, – говорит руководитель предприятия. – Проведённая по требованиям времени оптимизация штатного состава прошла спокойно: люди, достигшие пенсионного возраста, уходили на заслуженный отдых, при этом получая выходное пособие в размере полугодичного заработка. Стоит отметить, что морпорт четко выполняет все социальные требования по отношению к работникам. Зарплата только официальная, например, у докеровмеханизаторов средняя зарплата составляет 12 –14 тысяч гривен.
Хотя при существующем сегодня грузообороте в порту достаточно рабочих, но по некоторым позициям есть вакансии. Например, нужны повара с морскими документами, потому что несколько судов работают в других портах. Электромехаников тоже не хватает, так как специалисты и выпускники Морской академии, с которой у морпорта тесные связи, предпочитают более высокие заработки в дальних морях.
На сегодня основная проблема всех портов Украины – недостаточное количество грузов, чтобы предприятия могли работать на полную мощность, объясняет Александр Сухин. Этому есть и объективные, и субъективные причины, а в нашем регионе ситуация усугубляется еще и острой конкуренцией морпорта как государственного предприятия с частными терминалами. Сейчас частников, работающих по перевалке грузов, в нашем регионе 10, и они не настолько зарегулированы законодательными актами, им легче перестраиваться и маневрировать ставкой, у них намного меньше людей и социальной ответственности.
Кроме того, грузоотправители зерновых культур сегодня ориентированы на так называемою большую воду – порты Одессы и Николаева. У нас же проходная осадка грузового судна – до 7,6 метра, а грузоподъёмность – до 15 тысяч тонн. Поэтому херсонское предприятие работает в своей нише, переходит на другие грузы – в частности химические и генеральные, лесные. Также Александр Анатольевич рассказал, что у морпорта появилась возможность задействовать установки для пакетирования в биг-бэги сыпучих грузов, которые несколько лет стояли законсервированными. Предприятие начало паковать в биг-бэги удобрения, которые приходят в порт из Грузии и Туниса.
Также стоить отметить, что юбилейный год для морского порта Херсона может оказаться достаточно знаковым, ведь сейчас идет подготовка ГП «ХМТП» к концессии. Хотя эта процедура для Украины достаточно новая, но правительство, руководство МИУ решительно настроены на передачу предприятия в частные руки. Так, разработка техникоэкономического обоснования передачи в концессию ГП «Херсонский морской торговый порт» должна завершиться в октябре нынешнего года.
![Государственное предприятие «Херсонский морской торговый порт» гордится своими трудовыми династиями. На фото – династии Сминтиных и Кучеревских.](http://www.grivna.ks.ua/articles/hersonskomu-morskomu-torgovomu-portu--240/gal/MP_07.jpg)