Последняя декада ноября ознаменовалась новым скандалом в Херсонском горсовете: обысками кабинета и жилища мэра, странными историями со взятками, слухами о торговле землей и возмущением горожан кадровыми решениями городского головы
Но даже на таком «ярком» фоне открытая служебная записка директора департамента градо-строительства и землепользования Михаила Жарова не осталась незамеченной.
Автор приводит убийственные факты: базовая нормативная оценка земли, которая действует в Херсоне, занижена в 5 раз, бюджет недополучил от аренды земли 7 миллионов гривен только в этом году. А деньги эти осели в карманах махинаторов.
Михаил Жаров называет и другие источники незаконных доходов высокопоставленных городских чиновников и депутатов: размещения временных сооружений – так называемых МАФов, отведение земли «своим» людям.
В записке названы имена кон-кретных дельцов, активизировавшихся, по мнению автора, с приходом на должность первого заместителя городского головы г-на Козакова.
Чиновник просит мэра разобраться в ситуации и немедленно создать специальную комиссию по выявлению коррупционной составляющей или просто явного непрофессионализма в действиях господина Козакова.
Какова реакция руководства города на обращение Михаила Жарова и другие темы, журналист поднял в интервью с чиновником, растревожившим горсоветовский муравейник.
– Ваша служебная записка вызвала резонанс и многими была поддержана. Но немало и тех, кто считает, что вы пошли против течения, лишь когда над вами сгустились тучи. Так ли они неправы?
– Возможно, есть в этом доля правды. Но только доля. Ведь люди не знают, сколько бесед было у нас с мэром по всем перечисленным в служебной записке больным для города темам. Беда в том, что все эти разговоры завершались ничем, не приводя к каким-то реальным результатам.
В последние месяцы стало заметно, что моя позиция при решении ряда вопросов воспринимается особенно нетерпимо. А поскольку «надавить» на меня в рамках закона нельзя, то «Козаков и К°» делают всё возможное, чтобы саботировать, сорвать работу департамента, дискредитировав меня как руководителя.
Это сделать намного проще. Например, в 2016 году из бюджета не выделили деньги на программу градостроительной деятельности, на сессиях городского совета периодически дружно «заваливают» весь блок земельных вопросов, не рассматриваются документы, подготовленные департаментом на решение коллегии антимонопольного комитета и так далее.
О такой мелочи, как отказ в финансировании текущих расходов департамента и «расселение» управления градостроительства и архитектуры в разные концы здания по трем этажам, создание специалистам «соответствующих» условий для работы, я уж не говорю.
– Чем вызван такой поворот в отношении к вам руководства горисполкома? Ведь раньше явных претензий к вашей работе Миколаенко не высказывал.
– Это вопрос к руководству города. Сначала все мои обращения и предложения о том, как наладить работу и пресечь коррупцию, игнорировались. Потом дошло до угроз служебным расследованием, заметьте, по абсолютно надуманному поводу. Мне стало ясно, что пора открыто озвучить свою позицию, привлечь внимание общественности и таким образом принудить махинаторов если не начать работать на общину, то хотя бы умерить свои аппетиты. Другого пути изменить сложившееся положение дел я на сегодня не вижу.
А насчет борьбы с коррупцией «поневоле» скажу так: я никогда не выдавал себя за великого борца с этой скверной, так как полагаю долгом чиновника, получающего сегодня вполне приличную зарплату, прежде всего честное выполнение своих обязанностей, отказ участвовать в любых махинациях или попустительствовать в этом другим. Этого, на мой взгляд, вполне достаточно.
Вы правильно заметили, что за три года работы во главе департамента мое имя не было запятнано ни одним скандалом. Что дает мне право воспринимать всяческие измышления последних недель исключительно как желание избавиться от меня, чтобы бесконтрольно наживаться на решении земельных вопросов.
– Трудно с этим не согласиться. Но возымела ли ваша служебная записка какой-то результат, состоится ли объективная проверка действий первого заместителя?
– Да, результат был, но не тот, на который я рассчитывал. В минувшую пятницу было назначено служебное расследование. Только не деятельности первого заместителя город-ского головы, наносящей серьезный ущерб общине, а по моей скромной персоне. Достаточно сказать, что возглавил эту комиссию – что тоже весьма показательно! – критикуемый мной г-н Козаков, а в состав комиссии вошли люди, прямо заинтересованные в моем увольнении.
– Понимали ли вы, с чем столкнетесь, подавая свою служебную записку? Ведь многие в городе считают, что сам городской голова не стоит в стороне от процессов, которые опустошают казну и губят наш город.
– Разумеется, я отдавал себе отчет в том, что делаю, и знал о возможных последствиях. Ведь не секрет, что искать сегодня правды на работе – это завтра искать новую работу! Немножко надеялся, что мешаю лишь г-ну Козакову и иже с ним. Но то, что комиссию по проверке моей работы возглавил именно он, наглядно показало, что городом управляет не мэр, а система под руководством первого зама.
– Департамент градостроительства и землепользования – ящик Пандоры в плане информации о том: кто, где, как и когда… Готовы ли вы к сотрудничеству с НАБУ?
– Буду ли я «стучать»? Нет. Воспитание не позволяет. Но буду действовать, как предписывает закон. Если зайдут запросы от органов по борьбе с коррупцией, прикрывать воров и скрывать информацию не стану.
– Вы работаете в статусе чиновника с 2014 года. Поделитесь, что для вас стало открытием на службе в городском совете, что более всего впечатлило?
– Неприятно впечатлило сращивание некоторых так называемых майдановцев с бывшими регионалами, занявшими в горсовете все ключевые посты. Как и другие херсонцы, я не мог не прийти к выводу, что партии у них разные, а задача одна – набивать собственные карманы.
Еще больше удивляет неумение руководства города организовать работу и нежелание в чём-либо разбираться, прислушиваться к специалистам. Сейчас горисполком держится на профессионализме простых сотрудников. А как только возникает проблема на стыке смежных сфер, решение которой должно координироваться и организовываться как минимум заместителями городского головы, так и видим результат. Вернее – его отсутствие.
Что такое комплексный подход к решению вопроса, я почувствовал, координируя работу двух управле-ний – земельного и градостроительного. Это 90% успеха в решении задач. Но как только возникают проблемы, которые должны решаться не одним департаментом или самостоятельным управлением, как только возникает потребность, чтобы руководство города возглавило и организовало скоординированную и плановую работу разных служб, направленную на решение проблемы, так этих 90% и не хватает. Слабый менеджмент и коррупция – вот сегодня самые болевые проблемы горисполкома.
– В вашей служебной записке много примеров коррупции. А в чём проявляется слабый менеджмент? Если можно – на примерах, чтобы читателям было понятно.
– К сожалению, тут примеров еще больше. Взять хотя бы Генеральный план города. Понятно, что его разработку организовывает наш департамент. Мы разрабатываем программу, чтобы получить финансирование из городского бюджета, готовим и проводим тендер для определения разработчика Генплана, собираем исходные данные, сопровождаем процесс разработки, проводим общественные слушанья, подаем документ на экспертизу и делаем многое-многое другое. Эта работа зависит от департамента градостроительства и землепользования. Но чтобы разрабатывать Генплан, надо понимать, какова стратегия социального и экономического развития города. Другими словами – прежде чем прокладывать маршрут, по которому идти, хотелось бы знать конечный пункт назначения.
А вот стратегия социального и экономического развития – документ, в разработке которого должны участвовать все исполнительные органы, так как касается он многих сфер: экономики, образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и так далее. Ранее разработкой стратегии социального и экономического развития города занимался непосредственно первый заместитель городского головы. Это правильно: кто, как не первый зам, должен уметь мыслить стратегически, сформировать видение перспективы города? Тем более, что в сфере его ответственности – работа управления экономического развития города, да и другие подразделения горисполкома ему так или иначе подчинены.
Увы, нынешний первый зам – господин Козаков, от стратегических вопросов развития города самоустранился. Или пример попроще. Размещение временных сооружений. Мы просим – примите Комплексную схему, и упорядочим, где ставить временные сооружения (ВС) и по каким правилам. Нет. То мэр издает распоряжение про мораторий на установку ВС, то депутаты его отменяют, потом сами принимают решение о частичном моратории. Параллельно незаконно, пользуясь попустительством руководства города, депутаты перебирают на себя полномочия согласовывать места размещения ВС, при этом ответственности ни за что не несут. Это же не менеджмент, а метание из стороны в сторону. И таких примеров – море.
– Что ж, спасибо за откровенный разговор. Тема, которую вы затронули, очень интересна. Надеюсь на продолжение, на более детальное ее освещение, а мы будем информировать читателей о дальнейшем развитии событий.
P. S.
Редакция предложила пресс-службе мэра Херсона прокомментировать опубликованную в Интернете открытую служебную записку Михаила Жарова, основные вопросы из которой затронуты в интервью с этим ныне отстраненным от должности директором департамента градостроительства и землепользования. Ниже приведен полученный редакцией комментарий.
«Надійшло повідомлення від керівника ЖБК “Нове місто” Руслана Тедіашвілі (далі даю вам цю заяву), – повідомляє прес-служба. – А згідно з розпорядженням міського голови, за словами в. о. заступника міського голови Андрія Щербини, розпочато службове розслідування. На час його проведення Михайла Жарова відсторонено від виконання обов’язків директора департаменту містобудування та архітектури. Також Руслан Тедіашвілі повідомив про ці факти до правоохоронних органів. Відкрито кримінальне провадження».