С 1 января можно возвращать лекарства в аптеки – такая информация, распространённая в конце минувшего года, вызвала немалый интерес у херсонцев.
Ведь в жизни нередко возникают ситуации, когда купишь лекарство – а потом оказывается, что приобрел не совсем тот препарат, который нужен, или вдруг в соседней аптеке он стоит гривен на 10 дешевле. Или же после лечения остаются лишние таблетки и шприцы. Бывает, что их можно оставить в больнице – в рамках благотворительности, но многих вдохновила возможность сдать лишнее обратно в аптеку и вернуть хотя бы часть денег, потраченных на лечение.
В отличие от потребителей, информация по возврату лекарств привела фармацевтов, мягко говоря, в недоумение. Ведь многие из препаратов требуют чётких условий хранения: например, определённого температурного режима, при несоблюдении которого лекарство как минимум теряет лечебные свойства. А если человек купил препарат, подержал его неделю дома на кухне и принес сдавать в аптеку – мол, не понадобился, то как можно гарантировать его качество и продавать другому пациенту, переживали фармацевты.
Конечно, в МОЗ оговаривали, что возвращаемые лекарства не должны быть открыты и использованы, недопустимо повреждение упаковки. Но достаточно ли визуального, даже тщательного осмотра, чтобы убедиться в сохранности препарата?
Всё не так просто, рассказал «Гривне» начальник Государственной службы по лекарственным средствам и контролю за наркотиками в Херсонской области Владислав Данько. Закон, который разрешил возвращать и менять в аптеках лекарства, четко оговаривает, что речь идет только о препаратах ненадлежащего качества. То есть излишки препарата или купленное ошибочно лекарство у вас назад не примут, как и в том случае, если вы просто нашли то же лекарство, но дешевле, в другой аптеке. «Как и раньше, лекарства и медицинские изделия надлежащего качества возврату не подлежат», – акцентировал Владислав Витальевич.
Что же подразумевает собой формулировка «ненадлежащее качество медицинского препарата»? Конечно, в первую очередь это – вероятный фальсификат. Но в Украине, по словам Владислава Данько, действует многоуровневая система контроля качества лекарств: от первоначальной проверки производителя (в своей лаборатории и прохождение ОТК), до госконтроля на каждом этапе: при ввозе в страну, потом при оптовых и розничных торговых операциях, и в конечном счёте – в каждом аптечном пункте.
Кроме того, бывает, что в некоторых сериях препаратов могут быть нарушения каких-то технических нормативов: например, заниженный объём содержания действующего вещества. Такие вещи отслеживают, и некачественные партии отзывают из продажи. Информация об этом с точным указанием серии препарата обновляется на официальном сайте Госслужбы по лекарственным средствам и контролю за наркотиками ежедневно, и сотрудники аптек обязаны мониторить её и изымать из продажи такие некачественные лекарства.
Если же препарат из забракованной серии всё-таки приобрели – его-то и можно вернуть. То же касается случаев, если срок годности купленного лекарства истек (но, как говорят фармацевты, это исключительно редкое явление).
По закону, в случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель может потребовать возвратить ему уплаченные за товар деньги или же заменить товар на такой же или аналогичный. Требования предъявляются на выбор потребителя продавцу по месту покупки товара, производителю или предприятию, которое удовлетворяет эти требования по местонахождению потребителя.
Важно, что принять назад можно только неповрежденную упаковку (убедиться в этом поможет так называемый контроль первого вскрытия), и только после предъявления потребителем фискального чека на приобретение лекарственных средств или медицинских изделий.
Собственно говоря, весь сыр-бор, касающийся возможности вернуть лекарства в аптеки, разгорелся из-за наличия этих самых фискальных чеков. И сам закон относится к сфере Налогового кодекса: плательщиков единого налога, реализующих лекарственные средства и медицинские изделия, теперь обязали использовать регистраторы расчетных операций (РРО) в своей деятельности и выдавать покупателям чеки.
Для самих же потребителей, как мы видим, мало что изменилось: чтобы доказать ненадлежащее качество купленного лекарства, нужно провести специальные экспертизы. Конечно, вы можете это сделать, если у вас есть сомнения: например, не тот цвет таблеток или мутность раствора. Тогда можно обратиться с заявлением в Госслужбу по лекарственным средствам, обосновав свои претензии и предъявив чек покупки. Сотрудники службы проведут экспертизу и дадут заключение.
Но более простой способ убедиться в качестве лекарства, говорит Владислав Данько, – это попросить в аптеке предъявить документальные подтверждения: в первую очередь сертификат качества от производителя, выводы специалистов каждого уровня контроля.
«Его обязаны предоставить в течение суток. На каждую серию препаратов есть полная информация в Интернете, у аптек есть доступ к общей базе – и в течение 2–5 минут можно получить исчерпывающие данные об интересующем вас лекарстве», – говорит Владислав Витальевич.
Есть и другой способ, для самых опасливых: перед походом в аптеку поинтересуйтесь, есть ли запрет на ваше лекарство (уточним – речь идёт об определённой серии, а не вообще о препарате).
Словом, нововведенный закон фактически ничего не меняет для потребителей, это скорее уточняющая формула для подстраховки качества лекарств на государственном уровне, возможность возврата в самом деле некачественных препаратов. Так что люди, у которых остались лишние лекарства, продолжат пользоваться уже привычной схемой: предлагать их нуждающимся через соцсети – пусть дешевле, но хоть с каким-то возвратом средств.