Херсонщина – туристический край, ее потенциал в этой сфере огромен: так уже несколько лет твердят нам руководители области. Да это и сами жители региона хорошо знают: только вот чуть ли не весь «потенциал» ограничивается тем, что просто эксплуатируются природные богатства, которыми щедро одарена Херсонщина.
К НАМ ЕДУТ, В ОСНОВНОМ, НА МОРЕ
С туристической целью в 2018 году нашу область посетили, согласно официальным данным, 3,5 миллиона туристов – как и в 2017-м. Но дело в том, что подавляющее их большинство приезжали поваляться на пляжах и искупаться в море. А в этом, согласитесь, никакого трудового вклада «очільників регіону» быть не может.
Департамент культуры, туризма и курортов Херсонской ОГА сообщает, что посещение объектов природно-заповедного фонда остается одним из самых популярных среди экскурсионных туристических программ Херсонщины. Из 4-х биосферных заповедников Украины два расположены у нас: Черноморский и «Аскания-Нова».
Кроме того, в области есть 4 национальных природных парка: Азово-Сивашский, «Олешковские пески», «Джарылгачский», «Нижнеднепровский». По отчетам департамента, в 2018 году эти парки и заповедники посетили 131 тысяча экскурсантов – из трех-то миллионов туристов!
При этом в Олешковскую пустыню приехали 2720 посетителей, а это на 116% больше, чем в предыдущем году. Большее количество гостей связывают с активной презентацией «песочного потенциала» и продуктивное сотрудничество администрации парка с туроператорами.
Такая же тенденция наблюдается и в НПП «Нижнеднепровский»: его посетили 3720 туристов, тоже на 116% больше. На Джарылгаче, сообщается, побывали 45 тысяч туристов (на 9,8% больше) – но является ли это результатом каких-то особенных усилий? Ведь остров всегда был интересным для туристов – а в последнее время он из места первозданной природы (собственно, заповедника) постепенно превращается в «свинюшник». Если это и есть развитие туристической сферы, то гордиться тут, увы, нечем.
В 2018 году Асканию-Нова посетили 72536 экскурсантов – на 11% меньше, чем в 2017-м. И это вот как раз показатель работы власти – потому что, по мнению директора биосферного заповедника «Аскания-Нова» Виктора Гавриленко, к уменьшению экскурсионных потоков привело отвратительное состояние дорог: люди просто не хотят ехать в заповедник по убитым трассам! То же самое можно сказать и о дорогах в Железный Порт и Лазурное: многие отдыхающие запоминают их куда ярче, чем само море… И никакие «плавни», «байдарки» и «сечи» не будут иметь успех, если не создать инфраструктуру для удобства туристов.
НЕДООЦЕНЕННЫЕ «ТУРИСТИЧЕСКИЕ ИЗЮМИНКИ» ХЕРСОНЩИНЫ
В программе «Развитие туризма и курортов в Херсонской области на 2019–2021 годы» указано, что в 2018 году Херсонщиной интересовались граждане Турции, Израиля, Германии, США и Японии. Годом ранее топ-пятерку стран-посетителей составили Эстония, Беларусь, США, Германия, Турция.
Украину в целом американское издание Forbes включило в список самых дешевых направлений для путешествий в 2019 году. Посетить в «одной из самых дешевых и самых живописных стран» советуют в частности исторический Киев, Львов, центр которого внесен в культурное наследие ЮНЕСКО, и украинские Карпаты. О Херсонщине – ни слова.
Ни одна из наших «туристических изюминок» не вошла и в ТОП-десятку городов Украины по рейтингу сайта Zruchno.Travel, хотя в нашем регионе его сотрудники насчитали 686 туристических объектов. Так, фестивальной столицей Украины признали Каменец-Подольский, Чернигов назвали городом легенд, Львов – гастрономической столицей. Луцк сочли самым таинственным городом – благодаря подземному лабиринту под костелом Петра и Павла.
А как же херсонские подземные ходы – живы только в исторических справках, а не в туристических справочниках? Ладно, мы не можем похвалиться древними замками, как форпост Украины Тернополь, или оспорить у Одессы титул столицы юмора, но почему столицей винного туризма стал Ужгород, а не Херсон? Закарпатье считается одним из главных винодельческих регионов, и вокруг города расположены десятки винзаводов и частных виноделен. Но разве развитие такого направления экотуризма с посещением виноградников и винных подвалов для Херсонщины невозможно? Ведь у нас тоже есть такие примеры – так чего же не хватает области?
Соседнее с Херсонщиной Запорожье признали прорывом года. Там к вопросу развития туризма подошли масштабно и комплексно: презентовали туристический бренд и айдентику («картинку» бренда для повышения его узнаваемости), разработали ряд уникальных турпродуктов, открыли туристическо-информационный центр и организовали новый фестиваль Khortytsia Freedom. Разве нечто подобное не делали в Херсоне, судя по громким заявлениям руководителей области? И что?
Кроме того, специальной номинации «Самый перспективный малый город» Zruchno.Travel отметил Дрогобыч на Львовщине. Объясняют, что местный туристический информационный центр ввел театрализованные экскурсии, разработал гастрономическую карту города и возродил экскурсии на Дрогобычскую солеварню. Накануне Нового года город утвердил комплексную программу по развитию туризма, предусмотрев на ее реализацию примерно по 1,5 миллиона гривен в год.
НА ТУРИЗМ - ПОЧТИ 10 МИЛЛИОНОВ
Херсон – вовсе не малый город, и наша областная программа туризма предусматривает финансирование в 9 миллионов 660 тысяч на 2019 год. Разве этого мало – при разумном-то распределении? Не хвастать, не рассказывать о потенциале – а сделать дороги, почистить море и пляжи, упорядочить летнюю торговлю, наладить интересные маршруты в заповедниках, толково организовать фестивали (примеры-то есть!). Глядишь – и туристы потянутся, и вспоминать Херсонщину станут не как грязную и «жадную», а как желанную и привлекательную.