Старые проблемы новой школы

Автор: Ольга АНДРЕЕВА 03 Лютого 2019 11:23

В конце 2018 года спецпроверка эффективности использования имущества и бюджетных денег Херсонского облсовета выявила нарушения в деятельности Херсонской академии непрерывного образования.

В результате ректору академии Анатолию Зубко объявили выговор, как следует из распоряжения, подписанного председателем облсовета Владиславом Мангером. Согласно документу, руководство коммунального учреждения необоснованно потратило бюджетные средства на приобретение программного обеспечения, не с того счёта платили за газопотребление общежития, а на оплату проживания там давали скидку в 50%. Кроме того, без согласования с облсоветом в аренду сдавали помещения, на портале E-data публиковали не полную информацию о договорах. А нарушение тендерного законодательства по процедуре закупки и технических требований по компьютерному оборудованию и программному обеспечению, мол, и вовсе привело к срыву заданий по реформе общего среднего образования Новая украинская школа.

А реформа Новая украинская школа (НУШ) – это вам не шутки, а попытка серьезной перестройки среднего школьного образования, начатая Минобразования с сентября 2018 года. «Гривна» сообщала подробно, что предусматривает понятие «новой» школы. Напомним коротко, что основное внимание авторы реформы направляют не на конкретное изучение предметов, как было ранее, а на развитие компетенций. То есть не «литература», а умение читать и понимать прочитанное, не «математика», а умение решать задачи и так далее. Целью реформы называют создание школы, которая будет воспитывать ответственных, активных и предприимчивых граждан, умеющих высказывать мнение устно и письменно, имеющих критическое мышление, способность логически обосновывать позицию, проявлять инициативу. В более широком, «жизненном», плане – умеющих творить, решать проблемы, оценивать риски и принимать решения, конструктивно управлять эмоциями и применять эмоциональный интеллект и даже работать в команде.

Понятно, что столь масштабные задачи требуют и «современной образовательной среды» – в частности компьютерного оборудования: ноутбуков для учителя, интерактивных досок в классах. Но к началу учебного года во многих регионах возникли проблемы с закупками – от учебников до парт. Кто промедлил с тендерами, кто не успел привезти закупленное. В сентябре херсонские родители тоже возмущались: новых парт нет, ковриков нет, интерактивную доску родители купили самостоятельно, несмотря на отчеты Минобразования, что средства выделены.

Начальник горуправления образования Юрий Никонов отвечал, что на закупку оснащения для НУШ херсонским школам из госбюджета выделено 7,2 миллиона гривен, из городского – 3,7 миллиона, тогда как потребность составляет 11,8 миллиона гривен. Тендеры оказались проблемой и на Херсонщине: из-за их промедления в некоторые школы последние парты по заключённым ещё летом договорам доставили лишь в декабре. При этом последняя информация по обновлению материальной технической базы для НУШ на официальном сайте херсонского горуправления образования датируется всё тем же прошлым сентябрём.

Как «Гривне» сообщил директор облдепартамента образования Херсонщины Евгений Криницкий, для создания условий для Новой украинской школы в учреждениях общего среднего образования по новым государственным стандартам начального образования Херсонская область получила из государственного бюджета 27,6 миллиона гривен. На приобретение дидактических материалов, современной мебели, компьютерного оборудования, мультимедийного контента для начальных классов из местных бюджетов на условиях софинансирования выделено 19,5 миллиона гривен.

За эти финансы закупили для 12410 первоклассников области 12706 ученических комплектов мебели – одноместных, для каждого ученика своя парта, свой «простор». Кроме того, 410 двухместных ученических комплектов и 200 комплектов (стол и стул) для учителя. Ещё приобрели 493 шкафа для хранения средств обучения, 1655 контейнеров для раздаточного материала, 561 единицу мебели для зоны отдыха. Также для внедрения требований НУШ закупили 404 интерактивных проектора, 689 ноутбуков, 41 нетбук, 458 многофункциональных устройств, 258 ламинаторов. Ещё 24230 единиц дидактических материалов, среди которых печатные средства обучения и «объекты натуральные», модели, макеты, муляжи, учебные и музыкальные инструменты.

Средства, по информации облдепартамента образования, распределялись между местными бюджетами пропорционально количеству первоклассников, поэтому все районы, города, объединенные территориальные общины имели равные возможности для создания новой образовательной среды в учебных заведениях. На местах освоено 98,8% от общего объема расходов.

А остальные 1,2% сэкономили за счет уменьшения ценового предложения победителя открытой тендерной процедуры закупки дидактических материалов, современной мебели, компьютерного оборудования. Уже каждый первоклассник, заверяют чиновники, получил полный комплект новых учебников, изданных за счет государственного бюджета. Всего в область поступило 14205 экземпляров букварей, 14653 учебника английского языка, по 14615 – математики и «Я исследую мир», 14476 – «Искусство». Также учреждения общего среднего образования бесплатно получили 12477 игровых наборов Six Bricks. Словом, указано в информации облдепартамента, школы имеют надлежащие условия для обучения первоклассников по новым государственным стандартам.

И на этом фоне остается важным вопрос с педагогическими кадрами, которые нужно готовить к работе – практически в абсолютно новых условиях. Херсонская академия непрерывного образования таким образом должна играть первую скрипку, обучать людей, которые призваны учить детей, помогать им в работе.

На деле же, как поговаривают знающие люди, всё наоборот: уровень учебно-методической работы с учителями снизился, многие лекции неинтересны и не соответствуют потребностям Новой украинской школы. А некоторых преподавателей, которых очень ценили учителя Херсонской области и из-за которых специально приезжали на курсы, попросту уволили, и сейчас остро чувствуется их нехватка. Кое-кто (не желая по понятным причинам говорить открыто) называет процессы, происходящие в Херсонской академии непрерывного образования, разрушительными, деградацией.

А теперь выявлены и финансовые махинации, на которые областной совет уже не может закрывать глаза. Конечно, вряд ли реформа образования на Херсонщине провалится из-за действий одного ректора академии, но идти к высоким идеям, продираясь сквозь тернии, много ли будет желающих?

 

Тэги:

Приєднуйтеся до нас:
Telegram-канал «Херсонська Гривна»
Google News
Більше матеріалів