Так в маршрутках мы все сидя ездим?

Автор: Лидия ЛЕЩЕНКО 11 Апр. 2018 12:53

1 апреля, День дурака, в Украине традиционно почему-то избирается властями датой для каких-то важных дел

Ну благо это было воскресенье, старт медицинской реформы отложили на день, а точнее, недельку. Перенесли на неопределенный срок и повышение стоимости железнодорожных билетов. Зато Пенсионный фонд отрапортовал, что с 1 апреля начал основные выплаты перечисленных пенсий военнослужащим – но большинство тех, кому даже посчастливилось получить эти долго анонсированные правитель-ством пенсии, смеялись вовсе не от радости...

А в Херсоне, видимо, продолжая традицию, перенесли выводы по оптимизации сети городских маршрутов автобусов и троллейбусов. Напомним, сначала работу общественного транспорта собирались проверять в связи с повышением стоимо-сти проезда с трёх до пяти гривен. И перевозчикам, которые не улучшат качество услуг до 1 апреля, предлагалось вернуть тариф в 3 гривни. Но когда приняли компромиссный тариф в 4 гривни, мэрия немного изменила направление движения. Так, 31 января создали рабочую группу «по анализу предложений по оптимизации сети городских автобусных и троллейбусных маршрутов». Свои предложения группа должна была подать на рассмотрение до 30 марта, но буквально накануне «дня Д» мэр Миколаенко продлил срок на месяц – до 30 апреля.

А чтобы население не думало, что рабочая группа ни фига не работает, начальник горуправления транспорта Марина Виркун отчиталась, что они таки проверяют тариф на перевозку пассажиров. Причем с привлечением экономистов и финансистов. И рабочая группа уже рассмотрела и утвердила рекомендации, в которых подробно расписан алгоритм осуществления расчетов. Эти рекомендации, честно говоря, не для слабонервных: формулы, по которым рассчитывают стоимость проезда, согласно математическим правилам, «имеют вид комбинации знаков, имеющей самостоятельный смысл и представляющей собой символическую запись высказывания» – длиной в пару строчек. Конкретнее, расчет тарифов делают с учетом запланированных объемов транспортной работы, количества перевезенных пассажиров – по плановым затратам, определенным на основании отраслевых норм, ставок налогов и сборов протяженности маршрутов, общего месячного пробега машин и много чего еще. Включая, конечно, плановую прибыль. Главное, говорят, – «провести расчеты тарифа экономически обоснованно и максимально прозрачно».

Для примера расчетов предложили конкретный маршрут № 47. «Автобусы малой вместимости», которые «летают» по этому маршруту, херсонцам хорошо известны – и неуместной на разбитых дорогах скоростью, и утряской пассажиров, в час пик едва не выпадающих (а то и выпадающих!) из дверей. В документах горуправления указано, что средняя длина этого маршрута – 34 километра. Количество сидячих мест «Руты» – 19, а вот максимально посадочных мест – 22. Понятно, что стоящие в проходах пассажиры нормативами не предусмотрены – но они ведь есть! Поэтому вызывает вопрос и другой параметр: плановое количество перевезенных пассажиров рассчитывают, исходя из количества посадочных мест. А без учета стоящих эта цифра, согласитесь, намного меньше. Тем более, что рекомендации гортранс составлял на основе расчетов, предоставленных самими перевозчиками. Информацию от перевозчиков проверяют, уверяет Марина Виркун, в том числе сверяя ее с данными «тайных пассажиров». Но именно вероятное значительное несовпадение реального количества «ездоков» с тем, которое указывают маршрутчики, и было одним из камней преткновения в вопросе тарифа. Пока же в расчетных документах указали, что за месяц один автобус № 47 перевозит 26103 пассажира.

Кроме того, в формуле есть расходы на топливо. Его стоимость на месяц для одной «Руты» – 42648 гривен, если говорить о бензине А-95. Автор этих строк, коне-чно, не профессиональный транспортник, но скажите на милость, кто из горожан видел хоть одну маршрутку, которую заправляют бензином А-95?! При этом стоимость пропана на заправку одной машины в месяц – 20449 гривен. Не водителю маршрутки, признаюсь, трудно оценить соответствие этих сумм реальным потребностям. Но, может быть, среди наших читателей найдутся профессионалы, способные это сделать? Будем рады услышать их точку зрения.

Среди прочего, в формулу входит расчет затрат на смазочные материалы на одно транспортное средство: при А-95 – 6807 гривен, при пропане – 7715 гривен. Расчет затрат на материалы и запчасти, техобслуживание – 3050 гривен на машину, на шины – 1870 гривен. Каждый из двоих водителей в месяц, согласно расчетам гор-управления, должен получать среднюю зарплату в 8000 тысяч гривен плюс 500 гривен премии, то же и с ремонтниками. Но ведь сами водители признаются, что их заработок в немалой степени зависит от того, сколько денег у них остается «на кармане» после «обязательного платежа» автоперевозчику: сколько наварил, то твое. Теперь что же – эта схема работать не будет?

Словом, «прозрачные» расчеты вызывают немало вопросов. А главный – в какую же сумму для пассажира выльется всё это нагромождение расходов и затрат? Хотя процесс и назвали «оптимизацией маршрутной сети», понятно, что конечная цель – установление «экономически оправданного» тарифа на проезд. Памятуя о том, как в прошлый раз маршрутчики начали «тарифные соревнования», не следует ли ожидать нового витка этой «гонки»? А желающим проверить соответствие тарифа – пожалуйста, есть формулы и таблицы, развлекайтесь…

Тэги:

Приєднуйтеся до нас:
Telegram-канал «Херсонська Гривна»
Google News
Більше матеріалів