Монетизация льгот на проезд: не «прокатят» ли нас?

На заседании правительства в среду, 14 марта, было принято решение о переводе льгот на проезд на общественном транспорте в наличную форму (то есть монетизации) и об установлении социальных нормативов на поездки для льготников

Как разъяснил министр соцполитики Андрей Рева, это постановление – попытка урегулировать отношения между государством и обществом, перевозчиком и пассажиром. Это механизм возмещения средств за перевозку льготников, которого в Украине пока нет: на руки льготникам будут выдавать определенные суммы наличных денег, предназначенных на полную оплату за проезд.

До сих пор компенсацию перевозчикам выделяли из госбюджета, а в рамках децентрализации это передали местным органам власти. Планируется, что деньги будут получать сами льготники и оплачивать свой проезд в общественном транспорте. Чтобы выплачивать определенные суммы, их размер надо обосновать – а это зачастую непросто. Размер выплаты определяют путем умножения средней стоимости проезда в коммунальном транспорте как минимум на 30 поездок. Поскольку стоимость проезда в разных населенных пунктах отличается, то и суммы окажутся разными. В правительственном постановлении указано, что каждый льготник (дети до 6 лет, пенсионеры, чернобыльцы, участники боевых действий, инвалиды и прочие) имеет право на 30 оплачиваемых из бюджета поездок на общественном транспорте и пригородных маршрутах в месяц – это так называемый социальный минимум. Причем вице-премьер Розенко настаивает, что никаких ограничений в «30 поездок в месяц» правительство не утверждало. Мол, органам самоуправления предоставлено «право устанавливать любое количество поездок для льготников». Естественно, в зависимости от «щедрот» местного бюджета.

Кроме того, среди утвержденных государственных социальных нормативов перевозок – и минимальные нормативы по категориям, которые имеют право на льготный проезд. Местные власти имеют право увеличивать число этих категорий (что, согласитесь, в наших реалиях звучит фантастически), но уменьшать их не могут. На вопрос «Гривны» руководитель областного управления соцзащиты населения Геннадий Причина ответил, что льготы останутся у тех, кто имел их и раньше, просто будут упорядочены в одном документе. Кстати, премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что перед введением монетизации льгот нужно провести верификацию (то есть проверку на соответствие) их получателей – чтобы избежать схем по «левому» списанию средств. По словам премьера, верификация и последующая монетизация позволят устранить возможности для злоупотроблений, а граждане получат целевую финансовую под-держку. По данным Минсоцполитики, на монетизацию льгот в Украине в 2018 году потребуется около 20 млрд грн. Причем никто не будет следить за тем, чтобы льготники тратили полученные средства только на оплату проезда и ни на что другое: вам дали деньги – они ваши.

Пока местные власти станут определять порядок монетизации, льготники будут ездить по-прежнему. Более того, монетизация, по словам министра Ревы, – не обязательное требование. Если, мол, местные органы самоуправления не желают пользоваться механизмом, они его не вводят. Лишь когда местный совет примет решение о монетизации, вступает в действие и Порядок предоставления льгот.

В Херсоне это маршрутные автобусы и троллейбусы, возможно – и пригородные маршруты. Согласно принятому правительством Порядку, для транспорта на городских маршрутах среднюю стоимость поездок определяет облгосадминистрация. В Херсоне маршрутки хоть и считаются маршрутным такси, работают они в режиме «городской автобус», рассказал «Гривне» руководитель фирмы-перевозчика «Рембыттехника» Валерий Сивак: «Мы ведь не устанавливаем цену на проезд, – разъяснил Валерий Степанович, – её нам “спускает” горсовет. Так что 
в случае монетизации льгот мы попадаем под правила коммунального транспорта: льготные категории должны будут оплачивать проезд на общих условиях и получать за это компенсацию. Другое дело, что пока неизвестно, сколько денег на это выделят и откуда их возьмут, но это вопрос к местным властям, а не к перевозчикам». Местные власти должны до середины мая (то есть за 2 месяца, отведённые в постановлении) разработать свои нормативы и определиться с суммой, которую будут выделять на проезд в рамках лимитов. Положенные льготнику деньги на проезд обещают выплачивать на банковскую карточку раз в месяц. Эта сумма не будет учитываться при налогообложении и подсчёте совокупного дохода семьи (что важно, к примеру, при начислении субсидии). Инвалидам 1-й группы и детям с инвалидностью 1-й и 2-й групп положена двойная компенсация. При этом, видимо, возникнет необходимость оформлять банковскую карточку в том банке, который укажут, если у вас её ещё нет.

Принятое постановление, как и большинство реформ последнего времени, на местах пока вызывает больше вопросов, чем даёт чёткое понимание. Так, отметил в разговоре с «Гривной» Геннадий Причина, процедура только-только выписана, конкретный механизм её действия ещё не известен. Но расчёты сумм, необходимых для компенсации проезда, будут производить райуправления соцзащиты – после изучения документа и разработки механизма его действия. А каким окажется на деле взаимодействие органов самоуправления разных населённых пунктов, вообще не понятно. Так, говорит министр Рева, «если человек, имеющий право на льготный проезд, приехал в другой город, то он платит на общих условиях. А по-сле возвращения домой обращается с талоном в службу соцзащиты по месту жительства, и ему компенсируют расходы». Но ведь и предусмотренные лимиты компенсации, и сроки выплаты, и стоимость проезда в общественном транспорте разнятся. Это если оба пункта назначения внедрили монетизацию. Схема, прямо скажем, непростая: нужно взять билет, заверить его у представителя транспортного предприятия (тот должен указать свою фамилию, должность, дату поездки и поставить печать) и уже потом подать на компенсацию по месту жительства. Ради нескольких гривен?

Как обычно, мнения украинцев по поводу предполагаемого новшества разделились. Так, льготники уже настроены против: теперь в магазин на другой конец города за социальным хлебом не по-едешь. Что ни говори, количество поездок придётся ограничивать. В то же время однозначно пострадают льготники, которые ездят часто, в том числе работающие пенсионеры, чернобыльцы, участ-ники боевых действий. С другой стороны, это значительно «разгрузит» общественный транспорт и позволит предприятиям получать живые деньги за все поездки. Многие приводят в пример Европу: «В Португалии в общественном транспорте все платят, – написала в соцсети некая херсонка. – Просто в нашей стране несоизмеримо мала пенсия! Зато механизм монетизации льгот на проезд позволит отстранить от ха-лявы людей с поддельными документами!» И последний аргумент, наверное, является определяющим.

Фото Дмитрия КУЛАКОВА

  • Пов'язані записи

    Куди виїжджають люди з Білозерської громади та які області готові надати житло ВПО

    На Херсонщині триває евакуація населення. Людей закликають виїжджати з прифронтової території, особливо з прибережжя. До зони активних бойових дій, зокрема входить і Білозерська громада і евакуації там є обов’язковою. Про…

    Подробиці
    Дрони полюють на переїзді: херсонці просять засипати ями

    Останнім часом ворожі дрони активізувалися в районі залізничного переїзду на вулиці Паровозній у Херсоні. Інколи швидкість, з якою автівка прямує через небезпечне місце, рятує життя. Навіть залізничні переїзди зараз треба…

    Подробиці