Анекдотов на тему мух и тараканов в супе или салате множество. И, похоже, взяты они из жизни. 90% кафе Херсона – это настоящие свинарники, что касается кухни.
Такой вывод сделала знакомая херсонка, которой довелось поработать в нескольких заведениях. Безусловно, её мнение субъективное. Но уж наслушалась автор этих строк о том, как и из чего готовят салаты работники кухни, какими разделочными досками пользуются, сколько хранят блюда и так далее.
«Я никогда не ем то, что готовят повара в нашем кафе, где я работаю. Хотя нам разрешают кушать. Я приношу свою еду из дома, даже колбасу беру уже порезанную, ведь кафешные доски для разделки – это ужас! Просто противно, какая антисанитария. Противно, что никто не думает о людях, которым это всё подают в красивых тарелках. И заведение у нас крутое, блюда недешёвые. Так, самый невинный пример моих наблюдений: повар положил салат в креманку, и его нужно украсить зеленью. Он в холодильник, а зелень закончилась. Тот наклоняется над мусорным ведром и, пошарив там, достаёт обрезки пучка петрушки, обрывает уцелевшие листочки и укладывает их сверху салата… Я аж дар речи потеряла», – рассказала знакомая.
Конечно, посетители кафе даже не подозревают, как для них готовят еду. Ведь в зал, где обычно всё пафосно, блюда попадают уже «причепуренные». О результате работы кухни могут сказать лишь факты отравлений посетителей. И мы не раз писали об этом.
ПИЦЦА С НАСЕКОМЫМИ
Хотя бывает, что проколы кухни «вылезают» сразу, их не спрятать. Помню, как в достаточно популярном среди херсонцев заведении мне принесли пиццу. Там её подают на деревянных круглых разносах, назову их так. Я только потянулась за кусочком, как увидела: по разносу бежит маленький прусачок, а за ним – ещё один. Я обалдела! Позвала официантку. Та начала извиняться и предложила принести мне другую пиццу. Но это же не решает проблему – судя по всему, прусаки по кухне этого кафе ходят вразвалочку! Я отказалась и ушла.
СОК С ПУЗЫРЬКАМИ
А недавно в кафе мне принесли грейпфрутовый сок, который уже забродил. Я сначала не обратила внимание на то, как он выглядит. В зале был приглушенный свет. Сделала первый глоток – сок был отвратительного вкуса и с пузырьками от брожения. Официантка без лишних слов забрала эту гадость. Принесла свежеоткрытый сок, извинилась за официанта и ляпнула: «Извините, просто официант не попробовал сок, что он уже испортился».
Ещё не хватало, чтобы официанты отпивали из стаканов посетителей! А как же срок годности и наклейка на паке, когда он был открыт? А зачем? Безотходное производство…
Впрочем, по этим негативным примерам нельзя судить всех одинаково, наверняка есть сознательные повара и хозяева заведений, где всё чинно и благородно не только в зале.
КОГДА МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ
Между тем посетители кафе, ресторанов и баров должны знать свои права, если вдруг попадут в красивое заведение с грязной кухней. И в этом случае на сторону посетителя становится Закон «О защите прав потребителей». Согласно статье 8, если потребитель купил непригодный продукт, продавец обязан заменить его на продукт, который является пригодным к употреблению, или возвратить потребителю уплаченные им деньги. Так объясняет сайт ГУ Госпродпотребслужбы в Херсонской области.
Что такое непригодный пищевой продукт? Это продукт, содержащий посторонние вещества и/или предметы, повреждённый другим способом и/или испорченный в результате механических и/или химических и/или микробных факторов. То есть если в заведении общественного питания вам подали испорченное блюдо, в котором содержатся посторонние предметы, вы имеете право требовать его заменить либо вообще не платить по счёту.
Также в законе есть необычный для украинцев нюанс, которым вряд ли кто-то пользовался. Вы можете отказаться от блюда, если его не подадут вам вовремя. Как объясняют в Госпродпотребслужбе в области, заказ клиентом определенного блюда в заведениях питания по своей юридической природе является заключением гражданско-правового договора. Потому если вы заранее попросили, а официант заверил вас, что блюдо будет готовиться, например, через 10 минут, а пришлось ожидать 40 минут или даже больше (необходимо понимать, что проблемы с задержкой являются проблемой кухни заведения), то дожидаться доставки, оплачивать счёт за него вы не обязаны.
Однако при этом вам придётся доказать, что, исходя из своих интересов, вы не согласились бы оплачивать блюдо, если бы знали, сколько времени оно будет готовиться. Однако в случае возникновения подобных конфликтов следует помнить, что в решении проблемы многое зависит не только от вашего знания своих прав, но и от порядочности самого заведения. Ведь хотя закон в данном случае и действует на вашей стороне, механизм реализации данного права нигде не прописан, что говорит о недоработке законодательства.
МИФ
Ещё один интересный момент. Существует предположение, что потребитель имеет право не оплачивать блюдо в случае, если оно «не понравилось» или «не оправдало надежд». Однако указанное предположение ошибочное, поскольку такие категории, как «понравилось» или «не понравилось», находятся за пределами правового поля и являются лишь субъективными соображениями потребителя по поводу представленного блюда. Так объясняют специалисты.
ЧТО ГОВОРЯТ ХЕРСОНЦЫ
Ольга Носевич: «Ужас, и у меня было в пицце палки от веника. Никто и никак не отреагировал…»
Катерина Сухина: «На 1 сентября взяла ребенку в кафе желе, там плесень, поменяли на другое, там опять плесень. Вернули деньги! По витрине с салатом, в другой раз, бегал таракан».
Ирина Галузеева: «Лет 8 назад с дочкой кушали в кафе, в салате обнаружили окурок, после уже не ходим туда».
Ульяна Чалова: «Мы в кафе присели с детьми на 1 сентября! Детям принесли салат со стеклом!!! Так что таракану я не удивляюсь!!!»
Фото из соцсетей.