Новый учебный год принёс в украинские школы очередные новации – впрочем, одни из них, как оказалось, уже действуют несколько лет, а другие, наоборот, так и рискуют остаться невоплощёнными в реальность. Об изменениях, связанных с процессом образования на Херсонщине, газета «Гривна» расспросила замдиректора облдепартамента образования Нину Левенец.
В частности мы поинтересовались: почему поступление в первый класс без тестового оценивания и собеседований называют новацией – ведь об этом говорили ещё в прошлом году? И реален ли приём в школу абсолютно всех детей – вне зависимости от специализации?
«Новый порядок зачисления учащихся действует второй год, – ответила Нина Ивановна. – Но даже в нем сохранен учёт специализации обучения, согласно Закону «Об образовании». Так, в Таврийском лицее искусств в Херсоне набор учеников проходит только на конкурсной основе: от этого зависит, будет ребенок учиться в вокальном классе или хореографическом. Так же и в классах со спортивным уклоном обязательны тесты хотя бы по физподготовке».
А вот к бесспорной новости Нина Левенец отнесла отмену для 10–11-классников индивидуальной формы обучения. Таковая была возможна, например, если в сельской школе в класс набиралось менее 5 учащихся.
Все виды удаленного образования – домашнее, экстернат или педагогический патронаж – обещают сделать доступными и теперь. Но ученики 10–11-х классов обязаны учиться только в школе. И ответственность за это несут родители.
Читайте также: Школи та садочки під пильним наглядом: на Херсонщині запрацює гаряча лінія для батьків
К ответственности, а точнее – желанию родителей отнесла Нина Ивановна и вопрос об электронном ученическом билете. Как анонсировалось, «все украинские школьники с 1 сентября станут обладателями новых электронных ученических билетов, которые позволят родителям отслеживать передвижения ребенка по городу, а детям – оплатить проезд в общественном транспорте». На деле же об обязательности такого билета речь не идёт, уточнила Нина Левенец. Во многом из-за финансовой стороны вопроса: СМС-ки о местонахождении ребёнка или его платежи (например, за проезд в троллейбусе) привязаны к гаджетам родителей. Кроме того, есть и техническая сторона вопроса: для обслуживания такого масштабного проекта нужны мощные серверы, служба обслуживания и техподдержки.
Так же неоднозначно и требование обеспечить учеников младших классов светоотражающими жилетами. «Мы готовились присоединиться к этому проекту, – рассказала замдиректора обл-департамента образования, – даже сделали необходимые расчеты с учетом зимнего и осенне-весеннего размера, обсуждали с Херсоном и Новой Каховкой возможность зайти в этот проект господдержки. Но вот самого проекта так и не нашли! Обращались за разъяснениями и в Минобразования, и в Нацполицию: результат один – нет ни одного нормативного документа относительно этого требования. Есть только инициатива – то есть идея, которая должна быть поддержана «снизу» теми же родителями или администрацией школы, а пока что такую инициативу никто не выдвигал».
Немалая часть нововведений коснется и непосредственно образовательно-воспитательного процесса. Так, теперь учителям запретили объявлять оценки публично, а обсуждать их можно с родителями только в индивидуальном порядке. Как уточнила Нина Левенец, уже давно идут разговоры о том, что система оценивания – вещь довольно неточная, субъективная. А теперь упор делается на том, что учителя должны перестраивать оценки на позитив: то есть подчеркивать не ошибки, а хорошо проделанную работу, в частности исправленные ошибки, которые допускались ранее. И озвучивать, соответственно, не «садись, двойка!», а «молодец!» или хотя бы «над этим нужно ещё поработать».
Честно говоря, эта новация вызывает некоторые сомнения. Так, с одной стороны, ясно, что похвала-«пряник» ребенку важна, но, с другой стороны, разве «метод кнута» как мотивация себя изжил? Если школьник знает, что у соседа по парте оценка выше (например, потому что тот выучил правило, а не провел вечер за компьютерными играми), разве мягкий укор учителя «нужно стараться» вместо указания на недочеты станет достаточным стимулом? Впрочем, вероятно, что это мнение обывателя, а педагоги ознакомлены с новыми правилами более чётко…
Читайте также: Школьная форма или деловой стиль: найдите отличие
К тому же разряду относится и мнение о том, что отличники больше не должны выделяться или получать особые привилегии: в Минобразования считают, что каждый ребёнок уникален по-своему. Оно-то так, но разве тот, кто старается изо всех сил, не заслуживает поощрения? И не станет ли теперь актуальной фраза зайца-недомастера из мультика «И так сойдёт»? Главным, пожалуй, отныне станет умение учителя сбалансировать тонкую грань между «не навреди» и «не отбей желание учиться»…
А для этого, согласитесь, преподаватель должен быть профессионалом. И теперь – не только с педагогическим образованием! Так, отдельные предметы отныне смогут преподавать не только учителя, но и организации или волонтёры. Например, инженер – в рамках предмета о безопасности жизнедеятельности или священник – главное, чтобы квалифицированный и не проповедовал своё учение, а именно преподавал «религиоведение».
Что ж, время всё расставит по местам и покажет, насколько правы окажутся авторы педагогической реформы. Остаётся лишь пожелать, чтобы все их идеи оказались правильными, ведь цена ошибки – целое поколение.