В пятницу, 22 февраля, истек льготный период, во время которого можно было со скидкой 50% легализовать в Украине авто на еврономерах – так называемые евробляхи.
Растаможить автомобиль после этой даты, конечно, можно – но придется платить акцизный налог по полной ставке. А вот те, кто не выполнит таможенные формальности до 23 мая, будут платить достаточно серьезные штрафы, сообщил замминистра финансов Сергей Верланов. Согласно закону, первая фиксация нарушений работниками Нацполиции предусматривает взыскание с нарушителя 8,5 тысячи гривен, повторная – 17 тысяч, лишение права управления на год и изъятие авто. Увеличиваются штрафы и за нарушение сроков перемещения транспорта в таможенном режиме и режиме транзита: от 10 до 20 суток – 8,5 тысячи гривен, от 20 до 30 суток – 85 тысяч, более чем на 30 суток (а также за потерю или даже разукомплектование машины) – 170 тысяч гривен или конфискация. Кроме этого, вводится автоматизированный обмен информацией между Госфискальной службой, Госпогран-службой и органами полиции – для контроля за «временно ввозимыми» и/или помещенными под таможенный режим транзита машинами. Минфин рассматривает два варианта дальнейшей судьбы нерастаможенных «евроблях»: продажу на запчасти или вывоз за пределы страны.
Напомним, законы о растаможке авто на иностранных номерах №№ 8487 и №8488 вступили в силу 25 ноября 2018 года. По данным Минфина, на ноябрь прошлого года в Украине находилось 640 тысяч автомобилей, которые подпадали под действие закона о льготном растаможивании. По данным ГФС, таможни с 25 ноября по 19 февраля растаможили по новым правилам почти 195,2 тысячи автомобилей на еврономерах на сумму более 12 миллиардов гривен. 25 февраля Президент Порошенко в соцсети уточнил: «Всего через механизмы льготного растаможивания в бюджет поступило 13,6 миллиарда гривен. В частности почти 6 миллиардов по программе старых автомобилей, и мы эти деньги можем потратить на поддержку пенсионеров».
Еще в начале января некоторые херсонские «евробляхеры» жаловались, что в нашем городе нельзя растаможить машину. Мол, за месяц действия закона в Херсоне этот процесс прошел только один автомобиль, да и то, дескать, не действует скидка на акциз в льготный период. Впрочем, официальная статистика утверждает обратное: по информации таможни ГФС в Херсонской области, ее сотрудники к 19 февраля оформили 175 авто с иностранной регистрацией. А данные пресс-службы территориального сервисцентра МВД таковы: за это время процесс растаможки в регионе прошли 703 «евробляхи» (независимо от времени их ввоза в страну). А если учесть, что из 600 гривен стоимости этой услуги 196 гривен поступают в местный бюджет, то значит, область получила дополнительно более 140 тысяч гривен.
Кстати, по сообщению того же регионального сервисного центра МВД в Херсонской области, своеобразным способом «подсластить пилюлю» можно назвать возможность заказать индивидуальные номерные знаки – после той же растаможки, к примеру. Так, 12 февраля вступил в силу приказ МВД, который устанавливает единые требования к изготовлению и учету номерных знаков, изготавливаемых по индивидуальному заказу их владельцев (ИНЗ). Теперь необязательно посещать Главный или территориальный сервисные центры (причем дважды: первый раз – для заказа), а всю процедуру можно пройти или в любом территориальном сервисном центре МВД или пользуясь онлайн-услугами собственного элект-ронного кабинета водителя. Личное присутствие необходимо лишь, когда гражданин забирает уже готовый номерной знак.
Также упростилась процедура перезакрепления ИНЗ за другим транспортным средством (ТС) владельца или передачи его владельцу другого ТС – без справки, которую можно было получить только в Главном сервисном центре МВД. Важно помнить, что за одним ТС может быть закреплен только один индивидуальный номерной знак. ИНЗ можно заказать как приложение, но не вместо государственного номерного знака, который выдается при регистрации. И действительны такие номера только на территории Украины.
Что же касается «евроблях», то, как водится, нашлись умельцы подзаработать и на этом. Так, Государственное бюро расследований (ГБР) раскрыло схему незаконного ввоза элитных автомобилей через Львовскую таможню. Машины ввозили без уплаты таможенных платежей, а потом продавали по поддельным документам, сообщает пресс-служба ведомства. Причем поставляли только авто премиум-класса – в режиме временного ввоза или с документами диппредставительств иностранных государств. После этого изготавливали фальшивые документы на машину, переделывали под эти документы номера узлов и агрегатов, и продавали на территории Украины. «В частности следователи выявили факт незаконного ввоза автомобиля “Мерседес”, в результате чего госбюджет недополучил 658 тысяч гривен», – говорится в сообщении.
А в соседнем Николаеве задержали брокера-«решалу», который за «всего-то» $ 350 «помогал» растаможивать авто. Как сообщает Николаевская местная прокуратура № 1, 21 февраля были разоблачены действия таможенного брокера, который за мзду должен был повлиять на должностных лиц ради положительного решения по минимизации сумм таможенных платежей и непрепят-ствования при оформлении.
Есть и другие нюансы. Так, глава «АвтоЕвроСилы» Олег Ярошевич заявил, что растаможено лишь менее 5% «евроблях», половину из которых ввезли уже после вступления в силу новых законов. По его словам, автодилеры пользовались льготным периодом, чтобы ввезти побольше автомобилей, а продавать их будут позже.
Также некоторые «евробляхеры» говорят о том, что готовы просто вывезти свои машины за границу и оставить их там, чтобы не платить за растаможку и в то же время избежать штрафов.
А тем, кто по букве закона решил таки заняться растаможкой, это стоило немало не только средств, но и нервов. Например, владелица «Ауди А6» Елена рассказала газете «Гривна» свою историю. Машину на польских номерах семья купила в мае 2018 года – в Дрогобыче Львовской области за $ 2700. Всё это время авто ездило по Украине – Елену предупредили, что раз в год нужно будет «перевыезжать» в Польшу. «Со вступлением в силу закона о льготной растаможке решили воспользоваться скидкой, – рассказала Елена, – но как это сделать, понятия не имели. Ехать в Польшу, искать хозяина машины и переоформлять ее – не выход, тем более, что ввезена она в Украину была, видимо, не совсем законно. Поэтому стали по “сарафанному радио” среди таких же, как мы, “евро-бляхеров”, искать тех, кто знает, как поступать. Нашли другого херсонца с такой же проблемой, который был в курсе, и он документы на нашу машину отправил вместе со своими – человеку, который конкретно занимается “евробляхами”. У него налажены все пути – через таможню и всё остальное. То есть весь “польский документооборот” прошел без присутствия и машины, и хозяев с обеих сторон. Это обошлось нам в $ 350, а готовые бумаги и новые номера нам осталось получить в Одесском сервисном центре. Процессом растаможки в Одессе занимались тоже не мы, а нанятый нами брокер – это $ 750 плюс еще 67 тысяч гривен за саму растаможку по льготе 50% – налоги и уплаты разные».
В итоге, как подсчитала Елена, машина премиум-класса обошлась семье в $ 7 тысяч. Но, во-первых, всю сумму не пришлось отдавать за раз, а во-вторых, говорит владелица «Ауди», за эти деньги в Украине не купишь подобное авто такого же года выпуска в хорошем состоянии, так что она довольна.
Ну а что будет дальше с теми, кто не захотел или не успел растаможиться по льготе, скоро увидим. С одной стороны, полиция собирается штрафовать, а с другой – «евро-бляхеры», по словам их лидера Олега Ярошевича, готовы отстаивать свои интересы, играя на теме президентских выборов.
Тэги: