Если вы или ваш ребенок никогда не испытывали систематической травли, морального угнетения со стороны учителя, возможно, вам может показаться, что это мелочь, преувеличение и вовсе не проблема. Однако на самом деле – это катастрофа! И недавно принятый закон, который определяет понятие «буллинг» и вводит административную ответственность за него не только школьников, но и учителей и директора учебного заведения, – это важный и нужный шаг.
Какими качествами нужно обладать, чтобы стать балериной, летчиком, врачом? Одно мнение единственно верное – одного лишь желания недостаточно. Вот так и с учителями – не каждый может быть учителем! Все профессии были придуманы человеком и только три даны от Бога: учить, лечить и судить. И с этим утверждением Сократа нельзя не согласиться.
Вот как объясняет требования к обязанностям учителя сайт osvita.org.ua: «Требуются определенные волевые качества: выдержка, терпение, последовательность, настойчивость, самообладание; учитель обязан контролировать свое поведение, управлять им».
А кто проверяет наличие этих качеств у студента, который собирается стать педагогом? А еще лучше – у абитуриента, который собирается стать учителем? В нашей стране есть методики для профотбора и профориентации, но серьезно к этому не относится никто. Хотя, например, в одной из стран-соседок контролирующий образование орган засомневался, что работающие сегодня в школах педагоги обладают достаточными компетенциями, чтобы учить детей, и решили начать выборочную проверку учителей на профпригодность. А с 2020 года ввели поголовно для всех учителей аттестацию на профпригодность по новым правилам.
«УЧИТЕЛЬНИЦА, НЕ СТЕСНЯЯСЬ, ПРЕДУПРЕДИЛА: “ДА, Я СТЕРВА…”»
Весь этот разговор мы затеяли к тому, что порой происходит в херсонских школах, но остается «за кадром», потому что многие родители и ученики молчат, боясь травли, а дирекция учебного заведения не любит выносить «сор из избы» и даже при самых вопиющих случаях зачастую сделает всё, чтобы утаить конфликт.
Однако есть родители, которые не готовы молчать. В «Гривну» обратились две мамы учеников 6-го класса одной из школ Днепровского района Херсона – они уверяют, что их дети и некоторые другие ученики класса терпят систематические травлю и унижение со стороны учителя математики.
Женщины рассказали, что в этом детском коллективе сначала была учитель математики, молодая специалист. И у педагога не возник контакт с детьми, потому в классе упала успеваемость, дети не могли усвоить материал, для некоторых учеников родители оплачивали услуги репетитора. Уроки в этом классе проводились на повышенных тонах, сетуют мамы.
«Тогда мы решили обратиться к директору, чтобы она повлияла на ситуацию, мы не хотели, чтобы в классе меняли учителя, а думали, что, возможно, молодой учительнице нужно помочь, – рассказывают глава родительского комитета класса Наталья и мама ученицы Оксана. – Однако директор приняла нас, мягко сказать, недружелюбно. Но в новом учебном году в наш класс всё же назначили нового учителя математики. На собрании эта учительница, не стесняясь, откровенно предупредила: “Да, я стерва…”.
Сегодня обстановка в классе накалилась до такой степени, что дети не хотят ходить на уроки математики. Новая учительница специально занижает детям оценки, ругает, унижает и разговаривает с ними так, как не подобает учителю. А недавно подняла весь класс и заставила стоя решать задание – в наказание за то, что кто-то из детей шептался во время урока. Все дети стояли так более 10 минут! В это время зашла классный руководитель, увидела эту картину и всего лишь сказала: “А, стоїте? Ну стійте, стійте…”. Разве это педагогично?! Одной из учениц учитель математики говорит: “Я вам ставлю 5 баллов, но и это много для вас. Вы вышли к доске покрасоваться? Так мы и так вас каждый день видим…”.
А завершила учитель этот урок словами: “Вы самый неприятный класс!” И всё это произошло за 45 минут, за один урок. Причем классная руководитель не призналась, что была свидетелем того, как детей заставили стоя писать в тетрадях! Хотя я звонила и интересовалась: что это за методы?».
Мама Оксана пожаловалась, что учитель математики постоянно неправильно и не исключено, что намеренно, называет фамилию её дочки. Хотя девочка исправляла учителя, это не помогло. И теперь девочку так же дразнят и некоторые дети в классе. Её дочка так напугана отношением учителя, что признается маме: дома учу домашнее задание, а ответить не могу, боюсь, что скажу что-то не так и начнется унижение.
По словам родительниц, другие мамы также недовольны отношением учителя математики к детям, но боятся жаловаться, чтобы ещё хуже не было. Ведь некоторые учителя подхватывают негативное отношение коллеги и из солидарности начинают давить на детей и занижать оценки. Одна из мам класса поделилась с Натальей и Оксаной и рассказала, что ей надоело такое отношение и она своего ребенка переведет в другую школу.
Понимая, что внутри школы с помощью директора не получится уладить конфликт, Оксана обратилась к адвокату, направила обращение в горуправление образования и в областное. Жалуется родительница в обращении на неправомерные действия учителя математики.
ЧИНОВНИКОВ ИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОСЯТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
«Начиная с октября-ноября 2018 года учительница математики начала осуществлять психологическое давление и проявлять систематические пренебрежение и унижение к моей дочери, – написала в обращении мама. – Так, в частности мне известны случаи, когда учитель вызвала мою дочь к доске для решения примера. Дочь его решила, но такое решение примера не понравилось учительнице, и она поставила негативную оценку, после чего цинично при учениках отметила: “Что, снова будут слезы и сопли?”, что вызвало смех у всего класса и значительное угнетение моей дочери. Также мне известно, что учитель по просьбе дочери отпустить её в туалет отказалась это сделать, в связи с чем дочь чувствовала страшный дискомфорт, который приравнивается к издевательствам. (Будучи в редакции, Оксана рассказала, что один ученик в ответ на аналогичный запрет учителя решил всё же покинуть класс. Но учительница его взашей затолкала назад, так ребенок в туалет и не попал. – А. Г.). Кроме того, учитель, которая должна соответствовать этой должности, мстит моей дочери. В частности, мне известно, что после негативной оценки дочь подошла к учительнице для пересдачи. На что получила ответ, что пересдачу учитель не примет. “Как ты ко мне, так и я к тебе”, – сказала она. Это месть, что противоречит статусу и должности учителя.
Также, чтобы унизить мою дочь, на одном из уроков учительница после озвучивания новой темы вызывает дочь к доске и начинает спрашивать по новой теме, которую дети еще не выучили. Понятно, что и моя дочка еще не усвоила материал и не знает, как решить задачи. Учитель систематически вписывает в дневник дочери замечания и отрицательные оценки, за последние месяцы дневник – “красный” исключительно от записей учителя математики. Для решения сложившейся ситуации я решила посетить школу, чтобы разобраться, почему так происходит. Но когда я попросила позвать учителя на разговор, мне ответили, что у нее нет времени и она не хочет со мной общаться. Я обратилась к руководству школы для проведения беседы и решения этой конфликтной ситуации, однако это не дало никаких результатов. На сегодня в связи с систематической травлей и унижением моей дочки ее психологическое состояние ухудшилось, она отказывается ходить в школу, потому что боится уроков математики, очередных скандалов и слез. Мне известно, что такое негативное отношение не только к моей дочери, а также к другим детям, и их матери смогут это подтвердить.
Прошу вас провести внутреннюю служебную проверку действий учителя по отношению к моей дочери и другим детям этого класса. Провести разъяснительные мероприятия с учителем с целью недопущения в дальнейшем действий по унижению и угнетению детей».
***
Прошла вторая неделя, как было передано это обращение, отмечает Оксана. По ее словам, в облуправлении образования передали жалобу на рассмотрение определенному специалисту. А в горуправлении, куда звонил адвокат, даже не расписали на специалиста, отметив, что у них месяц на ответ. Позже Оксана перезвонила в редакцию и сообщила, что директор и учитель математики приглашают ее для разговора в школу.
БУЛЛИНГ НЕ ТОЛЬКО ОТ УЧЕНИКОВ
Как говорят адвокаты, принятый закон о буллинге, который вводит админответственность, появился очень вовремя. Согласно информации Детского фонда ООН, с буллингом в кругу сверстников в Украине сталкивались около 67% детей.
Для понимания: буллинг (травля) – «деяние участников учебного процесса, которое заключается в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица». Есть в тексте еще одно определение. «Буллинг – моральное или физическое насилие, агрессия в любой форме или любые другие действия, совершенные с целью вызвать страх, тревогу, подчинить человека своим интересам, имеющие признаки сознательного жестокого обращения».
Закон предлагает ввести за буллинг штраф от 850 до 1700 гривен – либо общественные работы от 20 до 40 часов. Если в течение года инцидент повторится, да еще и будет групповым, то штрафы составят уже 1700–3400 гривен или 40–60 часов общественных работ. В законе сказано, что в случае, если руководитель учебного заведения не сообщит в полицию о случаях буллинга, ему тоже грозит штраф. Вступит этот закон в силу на следующий день после подписания Президентом и опубликования.
Впрочем, в школах почему-то рассказали о законе и предупредили об ответственности лишь со стороны учеников. Хотя закон предусматривает и наказание для педагогов: если учитель позволит себе жестокое обращение с детьми, помимо штрафа ему может грозить увольнение. Буллинг-контроль в школе или детсаду обязан будет проводить директор. Он в первую очередь обязан заниматься профилактикой этого явления. Если есть факты травли, то задача директора – принять заявление от родителей пострадавших учеников. После чего директор обязан созвать комиссию и рассмотреть случай.