Хроники херсонского мостоперехода: капсулы времени, обещания и уголовное дело

Автор: Юрий ЛОБАЧЕВ 25 Декабря 2018 12:12

Мостопереход или «Путепровод по просп. Адмирала Сенявина – ул. Загаэгерсег» - самая ожидаемая стройка в Херсоне, окутана тайнами, скандалами и обещаниями чиновников разных уровней. О транспортной развязке впервые заговорили еще во времена распавшегося Советского союза, вспомнили во времена президентства Кучмы, начали строить при Януковиче, возобновили работы уже после Революции достоинства. Казалось бы, начали строить, деньги выделили, провели открытый тендер, но работы не идут в срок, а их стоимость только увеличивается. Не обошлось и без хищения средств и уголовных дел. О грандиозной стройке и украденных миллионах читайте в материале журналистов сайта «Гривна».

БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ ПРОПАЛИ ВМЕСТЕ С КАПСУЛОЙ ВРЕМЕНИ?

В 2012 году Кабмин утвердил проект строительства мостоперехода стоимостью около 211,8 миллионов гривен. Финансировать «стройку века» планировали из государственного и городского бюджетов. Тогда же и провели тендер. Его выиграло предприятие «Херсонский облавтодор». Оно предложило стоимость в почти 192,5 млн гривен. В этом же году и началось строительство, которое позже станет одним из скандальных за всю историю Херсона.

Церемония «закладывания первого камня» прошла по всем чиновничьим канонам – с красной лентой, пламенными речами, обещаниями и заложением «капсулы времени», которую в тот же день украли неизвестные.

К слову, найдут капсулу спустя 4 года. Ее покажет журналистам глава Херсонской ОГА Андрей Гордеев и даже читает фрагмент послания, которое в будущее «послали» тогдашние руководители Херсона и области – Николай Костяк, Виктор Пелых, Владимир Сальдо и другие.

«Папередники» обещали закончить стройку уже в 2013 году. Позже отсрочили открытие мостоперехода до конца 2014. Как оказалось, подобные обещания позже станут своеобразной традицией для руководства области. Проблемы начались в том же году, когда и началось строительство. «Не хватает денег», говорили чиновники. В ноябре 2013 депутаты Херсонского горсовета принимают решение, что возводить мостопереход должно городского управление капитального строительства в качестве заказчика, и постановили взять кредит на 200 миллионов гривен. Первые 55 миллионов пришли в город уже 14 января 2014. А уже в апреле финансовая инспекция нашла хищения бюджетных средств в особо крупных размерах. Недосчитали аудиторы тогда 43 миллиона гривен, которые были выплачены подрядчику, и пропали в неизвестном направлении. Туда же «ушли» и деньги, которые были ранее выделены из государственного бюджета. Само собой, «стройка века» была поставлена на паузу.

Стоит отметить, что бытует своеобразный миф о том, что «беглая власть времен Януковича» в феврале 2013 года, когда на Майдане Независимости происходили расстрелы патриотов, вывозила деньги и стройматериалы с мостоперехода в Донецкую область для будущей квазиреспублики ДНР.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СТРОЙКИ И НОВАЯ «КАПСУЛА ВРЕМЕНИ»

В конце июня 2017 года Кабинет министров Украины принимает решение о выделении 12 миллионов гривен на строительство мостоперехода в Херсоне. Об этом на одном из местных телеканалов сообщает глава Херсонской ОГА Андрей Гордеев.

«Мы проведем новый тендер, чтобы возобновить строительство, испоганенное функционерами, которые на то время были при власти, которые сначала цинично украли эту капсулу, а потом деньги на это строительство. Мостопереход станет важным объектом в восстановлении инфраструктуры Херсонщины», - заявил Гордеев.

И тендер провели. Спустя несколько дней на портале публичных закупок «Prozorro» появляется тендерная документация. Ожидаемая стоимость мостоперехода составила около 441,5 миллион гривен. В аукционе участвовало две фирмы – будущий победитель ЧАО «Укратомэнергобуд» и компания тестя главы фискальной службы Украины Романа Насирова ООО «Альтис-Констракшн».

Подписали договор с «Укратомэнергобуд» только в октябре 2017 года. Победитель тендера снизил цену строительства мостоперехода до 358 миллионов грн. Не обошлось и без очередной «капсулы времени», которую заложили на торжественном открытии стройки.

РЕКОРДСМЕН ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Сама по себе компания «Укратомэнергобуд» является своеобразным рекордсменом по количеству судебных постановлений. Их на счету фирмы – 407. Большинство дел – уголовные. А в 2018 году в акционерном обществе начались рокировки в правлении. Фирма успела сменить трех руководителей и владельца. Сейчас конечным бенефициаром «Укратомэнергобуд» является некий житель Кривого Рога Александр Баштаненко. Упоминается владелец генподрядчика строительства мостоперехода в скандале с Николаевском морпортом.

Среди фигурантов журналистских расследований, где упоминаются такие громкие фамилии как Пинькас (довольное известные личности в Херсоне. Владимир Пинькас – начальник охраны Николаевского морпорта. Сергей Пинькас – экс-заместитель директора концерна «Укроборонпром»), числится и Александр Баштаненко.

В материале на тему Николаевского морпорта на сайте «Преступности.нет» криворожскому предпринимателю была отведена роль «старшего смотрящего». Однако чем именно «прославился» нынешний владелец «Укратомэнергобуд» в статье не указано.

«Строитель мостоперехода» засветился в деле об отмывании денег беглым генпрокурором Пшонкой

Фирма Александра Баштаненко засветилась и в расследовании о хищении бюджетных средств беглым генеральным прокурором Украины времен Януковича Виктором Пшонкой. Речь идет о фиктивном ремонте здания Генеральной прокуратуры. Как указано в материалах уголовного дела, Пшонка вместе с неустановленными личностями, злоупотребляя служебным положение, завладел 68 миллионами гривен, которые были предназначены на текущий ремонт здания Генпрокуратуры. ЧАО «Укратомэнергобуд» стала одной из фирм, выполнявшей проектную и исполнительную документацию. Уголовное производство рассматривается сейчас Печерским судом города Киева.

Открыто на ЧАО «Укратомэнергобуд» и дело об уклонении от уплаты налогов. Как установило следствие, за период с 2015 года по сегодняшнее время, группа неустановленных лиц использует ряд фиктивных фирм для проведения финансовых операций, с помощью которых «Укратомэнергобуд» уклоняются от уплаты налогов путем перечисления средств по фиктивным договорам на счета нескольких финансовых компаний. Те уже конвертируют эти средства в «наличку», составляя фиктивные договора о предоставлении услуг. 

ОЧЕРЕДНОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО «УКРАТОМЭНЕРГОБУД». НА ЭТОТ РАЗ ПО МОСТОПЕРЕХОДУ

Уже традиционно, строительство мостоперехода не обошлось без коррупции и уголовных дел. 1 июня этого года в Едином реестре досудебных расследований регистрируется производство по факту беспочвенного завышения стоимость работ на объекте. Следствие установило, что «Укратомэнергобуд» привлек к работам субподрядчика ООО «Ростбуд Инвест», которая занималась обустройством буронабивных свай.

«Встановлено, що відповідно до умов Договору Департаментом проведено перерахування авансових платежів на загальну суму 51 802 125 грн., які повинні бути закриті документально до 16.05.2018. У зв'язку з чим, Генпідрядником ПрАТ «Укратоменергобуд», складено документи стосовно робіт по улаштуванню залізобетонних буронабивних паль на об'єкті капітального будівництва шляхопроводу по просп. Адмірала Сенявіна - вул. Залаегерсег у м. Херсоні», - указано в одном из судебных постановлений по уголовному делу.

В мае были составлены два акта выполненных работ, которые были подписаны заказчиком работ (то есть Департаментом строительства и развития инфраструктуры ОГА), подрядчиком и технадзором. Как установили позже специалисты, подрядчик ООО «Ростбуд инвест» безосновательно внес в один из актов работы, чем объем работ по обустройству трех свай был завышен на почти полмиллиона гривен. Сейчас проводятся экспертизы и изымаются банковские документы по данному производству.

Стоит отметить, что ООО «Ростбуд инвест» принадлежит экс-бенефициару ЧАО «Укратомэнергобуд» - некоему Руслану Рудомине.

ЦЕНА РАСТЕТ - ОБЕЩАНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Чиновники горсовета и обладминистрации продолжают «кормить» херсонцев обещаниями и новыми датами запуска первой очереди мостоперехода. В феврале этого года на одном из заседаний рабочей группы Владимир Миколаенко заявил, что окончание строительства в 2018 – вопрос принципиальный как для него, так и для Андрея Гордеева. Позже чиновники отсрочили дату окончания стройки до конца следующего года.

Все это горожане уже слышали от предшественников сегодняшних руководителей города и области. В тендерной же документации и договоре на услуги указана другая дата. Как указано в документах, «Укратомэнергобуд» должен завершить работы до 31 декабря 2021 года.

Однако департамент строительства инфраструктуры Херсонской ОГА за год и два месяца успел перечислить на счет генподрядчика почти половину суммы – почти 171 миллион гривен. Правда и это не предел!

По словам  и. о. начальника департамента строительства облгосадминистрации Александра Руснака, после корректирования проектной документации стоимость возведения мостоперехода выросла до 514 миллионов гривен. Об этом он заявил на одном из заседаний сессии Херсонского облсовета. И тут не обошлось без обещаний.

«Весной мы введём в эксплуатацию первый пусковой комплекс – будет съезд на Бериславское шоссе», – отметил тогда Руснак.

В свою очередь глава ОГА Андрей Гордеев заявил, что прокуратура, УБЭП, Госаудитслужба получили распоряжение проверять каждую бюджетную копейку, которая пойдёт на мостопереход.

Тем временем херсонцы продолжают ждать обещанную транспортную развязку, которая сейчас больше напоминает «памятник коррупции и миллионам украденных денег из карманов налогоплательщиков».

Тэги:

Приєднуйтеся до нас:
Telegram-канал «Херсонська Гривна»
Google News
Більше матеріалів