На Херсонщине из 18 осталось всего 5 районов

Автор: Алёна ШНАБСКАЯ и Ольга ЛЯШОК 23 Июля 2020 09:24

17 июля Верховная Рада поддержала проект закона о формате будущих районов. Их количество в Украине сократили почти в четыре раза – с 490 до 136

Эта нарезка – продолжение реформы децентрализации, в рамках которой уже создаются укрупненные объединенные территориальные общины (ОТО).

ДЛЯ ЧЕГО

В каждом районе области есть свои райсовет и райгосадминистрация. Укрупнение районов в Минрегионе пояснили тем, что функционал у всех районных органов власти был одинаковый, однако нагрузка очень отличалась из-за разного размера и количества населения районов. Например, сегодня в Украине есть 6 районов с населением до 10 000 человек, в 9 районах проживают более 100 000 человек, в 3 районах – более 150 000.

К примеру, самый маленький район в Украине по количеству населения – Полесский в Киевской области. Там проживают 5622 человека. В то же время наибольший – Харьковский, там живут свыше 182 тысяч людей.

При одинаковых функциях – объем работы разный, непропорционально и финансирование, отмечали в Минрегионе. А новая нарезка районов должна ликвидировать эту несправедливость, посчитали чиновники.

Для деления районов ещё прошлый состав власти взял критерий из Номенклатуры территориальных единиц NUTS-3 Европейского союза. Ведь ныне действущий закон об административно-территориальном устройстве был принят еще в 1981 году Указом президиума Верховного Совета УССР. А это, как вы понимаете, – неправильное «тёмное» прошлое, от которого надо избавляться.

Так, в Украине будет трехуровневая система административно-территориального устройства: региональный уровень (области), субрегиональный (районы) и базовый – общины, в состав которых входят один или несколько населенных пунктов.

По словам министра развития общин и территорий Алексея Чернышова, постановлением завершится реформа децентрализации в Украине.

ДЕЛИЛИ РАЙОНЫ «ПО-БИЗНЕСОВОМУ»

Эксперты и политологи заявляют, что районы в областях делили не только по европейским критериям, но и по «наживным». Говорят, что был страшный лоббизм, когда «полосовали» карты областей, передает ukrrudprom.com. Один из политологов рассказывает, что местные элиты сидели и считали, куда какой карьер отойдёт, какой лесочек, какое предприятие, сохранится ли бизнес в конкретном районе или будет поделён на разные. Чиновники ставили перед собой задачу создания собственных, подконтрольных им районов. По мнению некоторых экспертов, в результате реформы, которую правильно было бы назвать «административно-феодальным секвестром», то есть урезанием, произойдёт исключительно создание феодальных вотчин.

СНАЧАЛА – ТРИ, ПОТОМ – ПЯТЬ

В Херсонской области сначала анонсировали создание трёх районов из 18 существующих: Генического, Новокаховского и Херсонского. Но позже в проект закона добавили ещё два района: Бериславский и Скадовский.

Постановлением определено, что границы районов устанавливаются по внешней границе территорий сельских, поселковых, городских территориальных общин, входящих в состав района.

Выборы депутатов райсоветов ликвидированных районов больше не будут проводиться. Полномочия депутатов райсоветов в ликвидированных районах прекращаются в день вступления полномочий депутатов, избранных на выборах в новых районах.

Центральная избирательная комиссия должна обеспечить формирование избирательных округов и проведение местных выборов с учётом новых районов. Местные выборы запланированы на 25 октября.

ВЛАСТЬ И ЛЮДИ

Как обещают украинцам, хотя районы в областях и станут большими, власть не удаляется от людей. Наоборот – административные услуги можно будет получить на месте, вся власть будет в общинах.

Тем не менее, многие жители населённых пунктов не верят в это. Некоторые главы общин считают, что смысл этой ещё одной «прогрессивной реформы» –только политика экономии, навязанная Украине в обмен на обещания новых кредитов. Чем меньше районов, тем меньше поликлиник, больниц, образовательных учреждений, разнообразных учреждений сферы социального обеспечения и услуг, которые в обязательном порядке закреплены за каждой районной структурой. И тем меньше средств будет выделять на их обеспечение государство. Естественно, от этого могут пострадать жители периферии.

Ещё один немаловажный момент, который беспокоит людей: не произойдёт ли сокращение числа медработников, учителей, полицейских? Все понимают, что какое-то количество госслужащих в райсоветах и РГА останутся без работы и им нужно будет что-то для себя подыскивать. Но под новую реформу могут начать выстраивать новую медицину, новую образовательную систему, новое размещение судов, новую логику предоставления соцуслуг и так далее.

Очень хочется надеяться, что в нынешних райцентрах останутся все больницы и школы. И, напри-мер, районную больницу в уже несуществующем районе не тронут, а просто поменяют её юридическое название, сделав местной или сельской и т. д. Сфера соцуслуг тоже очень важна, чтобы не вышло так, что людям из отдалённых сёл придётся ездить за 100 км за паспортом или свидетельством о рождении или смерти.

Может, закон об административно-территориальном устройстве Украины и несовременный, но тогда Советский Союз, нарезая районы, пытался предусмотреть в каждом из них полноценную инфраструктуру: больницу, школу, милицейский участок, магазины, клуб и прочее. Чтобы всем было удобно и для всех доступно.

ЧТО С ПРИГОРОДОМ ХЕРСОНА?

Закон о районах принят. Но, как выяснила газета «Гривна», на местах мало кто понимает, как это будет действовать. Это в телефонном разговоре с журналистом газеты подтвердил в частности глава поселкового совета Камышан Александр Фатеев. Как он предположил, возможно, скоро последуют подзаконные акты, которые дадут ответы на многие вопросы: какие полномочия останутся в райсоветах, поссоветах, как будут финансироваться населённые пункты, какому органу передавать коммунальные предприятия и так далее?

Что касается сферы услуг, то жителям Камышан сейчас не нужно ездить в Херсон, чтобы, например, провести сверку по коммунальным услугам или проконсультироваться у специалиста Пенсионного фонда – такой приём ведётся на территории посёлка. Также в Камышанах есть амбулатория семейной медицины,а в Приозёрном и Зимовнике – ФАПы. Хуже будет, если реформа лишит этих услуг насе-ление, и людям придётся дажепо такому поводу ездить в Херсон и стоять в очередях.

НУЖНЫ ЛИ РАЙСОВЕТЫ В ГОРОДЕ?

Также возникает вопрос: нужны ли вообще райсоветы в городе в том виде, в котором они есть? Возможно, это лишнее звенов системе местного самоуправления? Как отметил председатель Днепровского райсовета Херсона Владислав Кондратов, создавать или ликвидировать райсовет – это полномочия городского совета. И принимается такое решение не менее, чем за 6 месяцев до выборов в местные советы. То есть этот срок уже прошёл. По словам Владислава Андреевича, по этому поводу было отправлено письмо в комитет Верховной Рады и ЦИК. Пришёл ответ, в котором указано, что выборы в райсоветы будут объявлены вместе с выборами в местные советы. Причём в постановлении понятие «районные в городе советы» заменено на «всі органи місцевої влади».

Как отметил Владислав Кондратов, когда был принят устав города Херсон, уже тогда было определено, что это единая территориальная община, в которую входят 3 райсовета, 4 поселковых совета и 1 сельский. Потому необходимости в объединении, добровольном или принудительном, как было решено Кабмином, не было.

Но в Киеве сделали по-своему: создали Херсонскую ОТО, присоединив множество сёл, правда, на бумаге. А теперь наш город сделали ещё и центром Херсонского района. И как это всё будет сосуществовать, никто сказать не может...

НОВОКАХОВСКИЙ РАЙСОВЕТ – «С НУЛЯ»

Наверное, самые большие изменения при нарезке районов ожидают Новую Каховку, которая теперь становится райцентром. Этот город областного значения изначально был самостоятельной структурой – никакого «дублирования» полномочий с районной властью. Поэтому сейчас районную структуру нужно начинать формировать практически с нуля. А как это делать – и главное, зачем, – тоже неизвестно.

«Никакой информации пока нет о том, какими будут полномочия райсоветов, количественный и качественный их состав, – сказал в разговоре с газетой “Гривна” мэр Новой Каховки Владимир Коваленко. –А для нас это ещё означает создание совершенно новой структуры и вызывает сначала практические вопросы: где располагать её сотрудников, готовить ли к октябрьским местным выборам и город-скую, и районную избирательные комиссии. Изучим закон – будем понимать что к чему».

Сейчас у объединённых теробщин существуют прямые финансовые отношения с министерствами – трансферты. В чём же тогда роль районных советов, недоумевают на местах. Какое имущество у них будет и откуда ему взяться в Новой Каховке, где «по наследству» от прежних властей ничего не светит? Будут ли у них полномочия, например, по земле, интересуется Владимир Иванович, – ведь процесс децентрализации предполагает полноту власти у объединённых теробщин? По перспективному плану все территории нового района отойдут к разным общинам, и «свободных» после выборов 25 октября не останется.

«Когда примут закон и подзаконные акты, в которых детально распишут эти моменты, будет о чём разговаривать, но пока – неизвестность», – резюмирует Владимир Коваленко.

 

Тэги:

Приєднуйтеся до нас:
Telegram-канал «Херсонська Гривна»
Google News
Більше матеріалів